Обращайтесь за помощью по закону

Слово — депутату


Согласно Закону Республики Беларусь “Об обращениях граждан” требования предъявляются не только к органам власти, в которые обращение направлено, но и к гражданину — автору обращения. И они легко выполнимы.


Так, в письменном обращении должны быть реквизиты автора — подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства и (или) работы (учёбы). Обращения, не содержащие таких сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат, за исключением тех, в которых содержатся сведения о готовящемся, совершаемом или совершённом преступлении. Текст обращения должен быть разборчивым. В обратном случае, если текст не поддаётся прочтению, ответ на него не даётся. От имени недееспособного гражданина может выступить его законный представитель.


К рассмотрению принимаются три типа обращений:


предложения — обращения граждан, направленные на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путём принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, органов, организаций и предприятий;


заявления — обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан;


жалобы — обращения граждан, содержащие требование восстановления их прав и законных интересов, нарушенные бездействием должностных лиц соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.


Жалобы, как правило, могут быть направлены не позднее 3 лет со дня нарушения прав, свобод и (или) законных интересов граждан или со дня, когда им стало известно об их нарушении.


Пропуск этого срока допускается только по уважительным причинам (тяжёлая болезнь, инвалидность, длительная командировка). “Недопустимыми обращениями” можно считать те, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В рамках законодательства такие обращения рассматриваются как злоупотребление правом, что, впрочем, не исключает возможности предъявления претензий к автору.


Переписка может быть прекращена с гражданином, повторно обратившимся по одному и тому же вопросу в один и тот же орган, в том случае, если в повторном обращении не приводятся новые доводы или вновь открывшиеся обстоятельства проверке не подлежат, а по первому обращению имеются исчерпывающие материалы проверок и гражданину дан ответ в установленном порядке.


Расходы, понесённые органом, учреждением, организацией, предприятием в связи с проверкой, рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан по решению суда.


Жалобы на судебные решения относятся к обращениям, не подлежащим рассмотрению. Судебные постановления не могут подвергаться ревизии со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления. Такое обращение возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.


Считаю, что граждане должны учитывать схему иерархии компетенций власти и стараться первоначально решать свой вопрос в пределах своего города, района — в органах, учреждениях, организациях, предприятиях, обязанных обеспечивать и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений.


В. АВЕРИН, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK