Военной юности дороги

В Лоеве по ул. Мележа живёт милая и обаятельная женщина — Цик Мария Антоновна, ветеран Великой Отечественной войны, человек нелёгкой, но интересной судьбы. Мария Антоновна — участница партизанского движения на Гомельщине и на территории Чехословакии. На её долю в военное лихолетье выпало немало испытаний. История жизни этой женщины вполне могла бы послужить сюжетом для книги или фильма. Стойкость и терпение, мужество и сила духа, а также доброта и милосердие людей, с которыми её тогда свела судьба, помогли юной девушке уцелеть, выжить в страшной мясорубке войны.


Костюкевич Мария Антоновна (девичья фамилия) родилась в 1925 году. Когда началась война, она жила в посёлке Красный Пильщик Ельского района, куда её семья переехала из Мозыря. В 1943 году Мария вместе со старшей сестрой Анной вступили в партизанский отряд им. Чапаева 37-ой Ельской партизанской бригады. В отряде сёстры готовили еду для бойцов.


Летом 1943 года гитлеровцы усилили репрессии против ельских партизан. Стремясь уничтожить народных мстителей, они ежедневно прочёсывали здешние леса. Отряду приходилось часто менять место дислокации. Каратели старались найти лагерь по дыму от костров, на которых партизаны готовили пищу. «Только разожжём, бывало, костёр, — вспоминает Мария Антоновна, — а фашистские самолёты тут как тут. Но людей-то кормить надо, вот и приходилось почти каждый день менять стоянку. Уставала страшно, не высыпалась. Иду с закрытыми глазами, так спать хочется, а впереди меня несут котёл, так я в этот котёл головой — бум! Проснусь и дальше иду…».


В 20-х числах августа 1943 года Мария попала в руки карателей. Так как оружия при ней не было, она выдала себя за жительницу д. Заболотье, где в то время находились её родители. Фактически деревня уже была сожжена, а её жители прятались в лесу. Но один из местных полицаев, который знал Марию, донёс немцам, что она партизанка. Эсэсовцы допрашивали девушку о том, кто командир отряда, сколько в нём человек, сколько оружия. Мария отвечала, что она в отряде была поваром и ничего не знала о планах командования. Этой версии она придерживалась до конца. Девушку пытали, били большими сырыми берёзовыми палками. «Особенно было больно, — говорит Мария Антоновна, — когда били по пяткам. После этого ступни распухли, я долго не могла ходить, во двор выползала на коленях». Не раз она теряла сознание, её отливали водой и снова били. Ничего не добившись от партизанки, немцы повезли её в Мозырь, а потом эшелоном отправили в Германию. Когда ехали по территории Словакии, неподалёку от Братиславы словак–железнодорожник Дезидер Страко помог ей бежать. Марию поселили в доме железнодорожника Иозефа Грнчарова. В его семье было 7 детей, поэтому решили, что между столькими детьми девушка будет незаметнее.


Так у Грнчаровых появилась ещё одна дочь. Она назвалась Марией Гуляевой, скрыв свою настоящую фамилию, чтобы на её след не напали немцы. Вся спина девушки была чёрная от побоев, на лице — синяк от немецкого сапога, двумя пальцами руки она долго не могла шевелить, потому что немцы при допросе прижали их дверью.


Все полюбили эту милую скромную белорусскую девушку, называли её «нашей Маришкой». В словацкой семье её окружили заботой и вниманием. «…Мамичка была такая добрая, приветливая, — вспоминает Мария Антоновна. — Сядем, бывало, за стол, так она лучший кусок положит в мою тарелку. Если я возражала, она говорила: «Ты на чужой стороне, Маришка, кто же тебя здесь пожалеет?». Мария жила в семье Грнчаровых 7 месяцев.


Когда в апреле 1944 года вышло распоряжение немецкого командования о том, чтобы всех русских сдавать немецким властям, девушку решили спрятать понадёжнее. В целях безопасности её поместили в детский дом, где она какое-то время работала на кухне вместе с девушкой-украинкой. Затем Мария попала в отряд Альбина Грзнара, который дислоцировался в горах. Комиссаром отряда был русский офицер, бежавший из плена. В отряде Мария была пропагандисткой, рассказывала местным жителям о зверствах фашистов на белорусской земле.


Когда в ходе словацкого народного восстания в августе-ноябре 1944 года отряд был разбит, Мария перешла в партизанский отряд «Вперёд», созданный из советских диверсантов, заброшенных во время словацкого восстания из Киева в Чехословакию для ведения подрывной работы в районе Банска-Бистрицы. Его командиром был Герой Советского Союза, подполковник Михаил Петрович Осипов. Отряд располагался высоко в горах Низкие Татры в деревне Калиште. Эту деревушку в отряде называли «маленькой Москвой». Мария здесь была разведчицей. Она уже хорошо знала язык и имела словацкий паспорт с фамилией Грнчарова, который ей сделали в отряде Грзнара. Под видом словацкой девушки Мария бродила по городам и деревням, высматривала расположение вражеских частей, а затем передавала информацию по назначению. Приходилось ей участвовать и в боевых операциях.


В марте 1945 года партизаны отряда «Вперёд» ушли на соединение с Красной Армией. Добирались до Бреста, дальше поездом до Киева. Там и встретила Мария День Победы. Через два дня после ухода партизан фашисты сожгли д. Калиште. Ныне на её месте мемориал. Калиште — словацкая Хатынь — символ всех сожжённых в годы войны деревень Словакии.


Семья Грнчаровых, приютившая белорусскую девушку, надолго потеряла её из виду. Её искали, в том числе и через Красный Крест. Но безуспешно. Близ словацкого города Тренчин среди воинских захоронений они обнаружили могилу партизанки Марии Каминской, решив, что девушка скрыла свою настоящую фамилию, приняли погибшую за свою Маришку и на протяжении 37 лет приносили на могилу партизанки живые цветы.


После окончания войны Мария вернулась на родину, в посёлок Красный Пильщик. Её сестру Анну Костюкевич немцы схватили осенью 1943 года. После пыток партизанку расстреляли. Похоронена она на Украине в городе Овруч. Брат Владимир погиб в октябре 1941 года под Орлом.


В 1981 году Мария Антоновна впервые после долгих лет ступила на землю, приютившую её в годы войны. Вместе с мужем она приехала в Чехословакию, встретилась, наконец, с дорогими её сердцу названными сёстрами и братьями из семьи Грнчаровых, побывала в местах, с которыми была связана её военная юность. Не передать той радости, которую испытали и Мария Антоновна при встрече, и семья Грнчаровых, узнав, что их Маришка жива. Через год Мария Антоновна снова приехала в Словакию на свадьбу сына названной сестры Анички Грнчаровой.


В мирное время Мария Антоновна Цик около 40 лет проработала на мебельной фабрике в посёлке Красный Пильщик сначала бухгалтером, затем инженером по нормированию и оплате труда и по совместительству музыкальным работником в детском саду. Вырастила сына и дочь. Награждена медалью «За победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», юбилейными медалями. За добросовестный труд в мирное время — медалью «Ветеран труда», Грамотами Министерства лесной промышленности БССР и СССР и др.


Ныне Мария Антоновна живёт в Лоеве у дочери. С особой любовью хранит она папку, в которой собраны материалы, связанные с её военной юностью, пребыванием в Чехословакии в 1980-х годах, публикации в словацкой прессе о судьбе белорусской девушки Маришки, которая нашлась через много лет, переписка со ставшей ей родной словацкой семьёй. Это важная часть её жизни, которой женщина очень дорожит.


В преддверии великого праздника хочется поздравить Марию Антоновну с Днём Победы и пожелать ей крепкого здоровья, бодрости и оптимизма, любви и внимания близких людей. И подольше пожить на этой прекрасной земле, в освобождение которой она внесла свой вклад.


В. Анисовец, хранитель фондов музея битвы за Днепр.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK