КАПИТАН ФРАНЦ

Книга земляка


В гомельском издательстве «Барк» в серии «Военные разведчики» вышла новая книга Григория Андреевца «Капитан Франц».


Григория Николаевича Андреевца, писателя, журналиста, исследователя, лауреата премии «Лучшие перья России», часто называют летописцем белорусской диаспоры. И не удивительно. Шесть книг посвятил он переселенцам из Беларуси, которые на необозримых просторах Российской Федерации нашли свою вторую Родину.


Очередная его книга — «Капитан Франц» — рассказывает о государственном и политическом деятеле России — Франце Адамовиче Клинцевиче, депутате Государственной Думы, председателе Центрального Совета сторонников партии «Единая Россия», лидере Российского союза ветеранов Афганистана, который в 1986-1988 гг. в составе Ограниченного контингента советских войск участвовал в афганской войне.


Франц Клинцевич родился в Беларуси, в деревне Крейванцы Ошмянского района Гродненской области. В детстве он не думал о военной стезе, хотя на его земле можно было найти множество примеров воинской доблести и отваги.


Франц мечтал стать художником. Он старался на бумаге запечатлеть те узоры, которые дарила жизнь: цветущий луг с пасущимся на нем конем, одинокий осенний клен с тронутой осенью разноцветной листвой, плавающего в небе аиста с поджатыми красными ногами.


Однажды на велосипеде, к багажнику которого был привязан мольберт, он совершил на каникулах путешествие по родному краю. Побывал в знаменитых исторических местах — Борунах, Крево, Гольшанах… Он рисовал то, что рисовали до него такие знаменитые художники как Наполеон Орда, Фердинанд Рушчиц и Язэп Дроздович. И, кажется, уловил главное в этюдах и зарисовках старых мастеров. Это было движение. Воды в пруду. Самой истории. Ее непрерывности и сменяемости.


И Франц решил тогда написать художественные полотна, которые рассказали бы о вечности и заповедности родной земли, и никогда — о забвении, что прорастало белыми ромашками на позеленевших от давности камнях.


Франц Клинцевич не знал еще тогда, что жизнь его повернет совсем в другую сторону. И там не будет места ни мольберту, ни полотнам, ни краскам.


…Во время службы в армии, как падающий метеорит, осветил на мгновение его судьбу стажер-курсант из Свердловского высшего военно-политического училища. И повел за собой.


А в 1980 году Франц появился в родных Крейванцах в новой офицерской форме, которая очень шла ему. Политработника Клинцевича направили служить в литовский город Алитус. Он наконец-то осуществил свою мечту и стал служить в военно-десантных войсках. Служба его шла успешно. И вдруг неожиданный вызов в штаб ВДВ. И в одночасье жизнь его изменилась…


Он снова взялся за учебу. Военный институт представлял собой учебное заведение, где очень серьезно готовили к особой работе.


Через месяц он уже мог рассказывать на языке дари о том, что видит на цветных картинках, а через некоторое время уже свободно на нём разговаривал.


Вскоре он знал основных политических деятелей Афганистана, мог распознать в лицо руководителей повстанцев. Досконально изучил особенности страны, ее географию и историю.


А летом 1986 года на самолете АН-12, который круто по спирали несся с высоты вниз, отстреливаясь тепловыми ловушками против зенитных ракет афганских моджахедов, затаившихся в Чарикарской «зелёнке», Франц Клинцевич приземлился на аэродроме вблизи Баграма.


В начале 1987 года в Центре расположения 40-й армии, как отмечали военные специалисты, с толком заработала разведка. Это была зона ответственности помощника начальника политотдела по спецпропаганде 345-го полка капитана Клинцевича. Иначе говоря, политического разведчика «капитана Франца».


Через полгода после прибытия в Афганистан Клинцевич хорошо знал, что делалось в зоне его ответственности, а также за сотни километров от нее. Знал количество партизанских отрядов, их вооружение, намерения моджахедов, привычки их полевых командиров.


Капитан Франц хорошо справлялся со своей работой. Оперативная информация в 345-м полку была самая свежая и достоверная. Ею пользовались советники по линии КГБ и ГРУ. Ее внимательно изучали в спецслужбах и штабах Советской Армии.


Капитан Франц был смел и отважен. В отряды повстанцев, как утверждали некоторые, он приходил с одной гранатой. Но самые близкие товарищи знали, что на встречи с моджахедами «капитан Франц», как они его называли, всегда приходил без оружия. Никаких внешних проявлений агрессивности. Улыбка и доброжелательность во взгляде.


Для Франца Клинцевича было не столь важно, есть у него оружие или же нет. Среди моджахедов оно ничем не поможет. У него была другая задача, более важная — переговоры. Сумеет он уговорить моджахедов на мир — выигран бой. Значит, останутся в живых десятки и сотни своих ребят. И этот аргумент в тысячу раз сильнее, чем забранные жизни трех-четырех азиатов.


В Афганистане капитана Франца называли миротворцем. Молва о нем ходила по всей стране. И недаром непримиримый лидер оппозиции, глава «Исламской партии Афганистана» Гульбеддин Хекматияр за его жизнь назначил большое вознаграждение. Но капитан Франц был неуловим…


Книга Григория Андреевца «Капитан Франц» — это не очередной боевик, где герой показывает чудеса смелости и мужества. Главное в ней — второй пласт, который вверстан в судьбу Франца Клинцевича. И этот пласт — осмысление афганской войны, философское размышление о том, как людские страсти и непомерные желания политиков крупнейших государств ввергают народы в пучину войн и военных конфликтов, коверкают многочисленные человеческие судьбы.


…На белорусской земле, где стоят в дозоре могучие дубы и струятся чистые воды рек, всегда рождались отважные рыцари. В средневековье они остановили продвижение крестоносцев. Дружины великого князя Миндовга, князя Давыда Городенского и великого князя Витовта всегда торжествовали победу над закованными в латы европейскими захватчиками. Такой же отпор от белорусских витязей получали и воинственные чужаки с востока.


Беларусь-партизанка показала всему миру пример мужества и в годы Великой Отечественной войны. Тогда на борьбу с врагом поднялся весь народ.


Качество белорусского воина подтвердила и афганская война. На знаменитой высоте 3234, где вела бой девятая рота, насмерть стояли белорусы Андрей Александрович Мельников, уроженец Могилева, и Владимир Олегович Криштопенко, родом из поселка Ленок Крупского района Минской области. Первому из них посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, второй был удостоен ордена Красной Звезды. Тоже посмертно.


В когорте отважных людей, прошедших Афган, и капитан Клинцевич. Об этом и повествует книга Григория Андреевца «Капитан Франц».


Наталья Дроздова, библиотекарь.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK