Без права на равнодушие

SledstwenПрофессия следователя служит источником вдохновения для многих авторов детективных романов и кинофильмов не случайно. Слишком привлекателен образ борца с преступностью, жизнь которого наполнена постоянным риском, виртуозными разоблачениями изощренных преступлений.
— В жизни всё гораздо прозаичнее, — утверждает подполковник юстиции, начальник Лоевского районного отдела Следственного комитета Республики Беларусь А.Ф. Сытько. — Большую часть рабочего времени занимает оформление документации, координация действий оперативных сотрудников. В профессии ценятся принципиальность, ответственность, непредвзятость и беспристрастность, высокие моральные качества и интерес к делу. Ведь от уровня профессионального мастерства служителей закона порой зависят судьбы людей.
Александр Фёдорович охотно откликнулся на предложение выступить в качестве званого гостя и порадовал своей открытостью и искренностью. Впрочем, судите сами.
— 16 лет на поприще правозащиты убеждают: Вы выбрали профессию неслучайно.
— Так и есть. Связать свою судьбу с правоохранительными органами мечтал, ещё будучи старшеклассником. Во время учёбы в Академии МВД пришло осознание правильности избранного пути, которое окончательно утвердилось во время работы следователем отделения расследования преступлений против личности, в сфере экономики и финансово-кредитной системы, отделения по расследованию неочевидных преступлений, старшим следователем следственного отдела предварительного расследования, следователем по особо важным делам в Речице. Там теория подтверждалась практикой, и это было очень интересно.
— Стремление к справедливости для Вас — необходимая составляющая специальности или черта характера?
— Это то, что помогает следователю в установлении истины и должно быть присуще каждому служителю закона.
— Продолжите фразу: «Следователь — это человек…»
— Ставьте точку (улыбается). Только слово «человек» нужно писать с большой буквы. О своих подчинённых могу сказать, что они преданные делу профессионалы и надёжные товарищи. Без сплочённого коллектива, взаимопомощи работать в следствии невозможно.
— Предполагаю, что требования к желающим освоить эту профессию предъявляются самые серьёзные.
— Безусловно, претенденты проходят тщательную проверку, включающую медицинскую комиссию и полиграф. Кроме юридического образования и профессиональных навыков, человек должен соответствовать морально-деловым качествам. Специфика работы у нас такая — нужно быть кристально чистым, особенно что касается законности.
— В сериалах сотрудники ловко справляются с самыми запутанными делами. А как в жизни?
— То, что красиво вмещается в одну серию, в реальности может растянуться на недели и месяцы. Рабочий день у нас не нормирован. Иной раз следователи в прямом смысле переселяются в рабочий кабинет. Словом, раскрытию предшествует кропотливая работа, отнимающая много сил. Особенно если учесть, что в производстве зачастую не одно-два дела, а более десятка. Поэтому для нас очень важно научиться планировать рабочее время.
Основной процент совершаемых преступлений на Лоевщине составляют кражи, незаконная рыбалка, хулиганство. Мы работаем по каждому факту, не разделяя дела по важности, сложности и т.д.
— Одобряете ли стремление женщины стать следователем?
— Эту профессию неслучайно принято считать мужской. Ночные дежурства, допросы, очные ставки накладывают определённый отпечаток на характер, добавляя ему жёсткости. Но, как ни парадоксально, примерно половина сотрудников в следственных органах — представительницы слабого пола.
— Какой аспект своей деятельности считаете наиболее интересным?
— Самое притягательное в нашей работе — многогранность, отсутствие монотонности. Поскольку каждый следователь ведет сразу несколько дел, работать приходится в режиме постоянной готовности к новым событиям, какими бы они ни были. Перевариваешь массу информации, изучаешь особенности профессий и характеров, регулярно приобретаешь новые знания. Сегодня ты расследуешь убийство, завтра — кражу, должностное преступление и т.д.
— Что помогает в решении поставленных задач?
— Чтобы найти общий язык с потерпевшими, подозреваемыми, свидетелями, следователь должен хорошо разбираться в людях, быть умелым психологом. Ведь порой подозреваемый, особенно тот, кто не раз побывал в местах лишения свободы, владеет психологическими приёмами не хуже дипломированного специалиста. А следователю по мелким оговоркам, мимике, движениям необходимо разгадать истинные намерения опрашиваемого, при этом суметь защитить потерпевшего от морального и физического давления со стороны подозреваемого.
Немаловажную роль играет знание современной техники и электронных устройств, которые значительно облегчают изобличение правонарушителей, помогают вести наблюдение, в целом влияют на эффективность и сроки расследования. Очень помогают следствию различные экспертизы: дактилоскопическая, баллистическая и трасологическая.
— Допрос — один из основных методов работы?
— Есть и другие, например, очные ставки, когда свидетелей сводят лицом к лицу, следственные эксперименты, когда на месте происшествия воссоздается полная картина преступления. Эта профессия для тех, кто не вздрагивает при виде трупа и умеет вести жесткий разговор с преступником. Главное — не поддаваться на провокации, попытки оскорбить, помнить: ты при погонах и не можешь опускаться до их уровня. Лучше поговорить по душам, чем пугать. Надо стараться быть беспристрастным, но равнодушия к чужой беде быть не должно.
— Доверяете ли своей интуиции?
— Да. И она редко меня подводит.
— Обязательные атрибуты Вашего рабочего стола?
— Их немного: компьютер, папка с необходимыми документами, белый лист бумаги, ежедневник и много ручек. Главное, чтобы всё было под рукой в нужный момент. Не терплю хаоса ни в жизни, ни в делах.
— Каждый шаг следователя прописан законом. Как это отражается на повседневной жизни?
— Доверие и уважение населения к людям в погонах возникают не только на основе их профессиональных умений, но и высокоморальных личностных качеств. Зная, скольких сил и стараний нужно приложить, чтобы заслужить авторитет, уже подсознательно каждый поступок сверяешь с этими критериями.
— Один из важных компонентов счастливой жизни — надёжный семейный тыл. Расскажите о своей семье.
— У меня двое замечательных детей: дочери 10 лет, сыну — 7. Любимая жена — инспектор группы тылового обеспечения Речицкого райотдела Следственного комитета в звании старшего лейтенанта. Мне повезло, что близкий человек не только понимает сложности моей работы, гордится, поддерживает, но и помогает во всём.
— Все мы родом из детства. Какие качества Вы переняли от своих родителей?
— От мамы Валентины Михайловны, наверное, хозяйственность. Она меня воспитывала так, чтобы умел справляться с любыми домашними делами. А от отца Фёдора Фёдоровича досталась черта, которую можно отнести как к плюсам, так и к минусам — привычка говорить то, что думаю, прямо в глаза. Достойным ориентиром в жизни для меня служат его слова о том, что один неправильный поступок может подорвать доверие и обесценить все предыдущие достижения.
— Вы живёте в Лоеве достаточное количество времени, чтобы судить о его особенностях…
— Его можно сравнить с маленьким уютным островком спокойствия, окружённым красивейшей природой.
— В честь чего или кого поставили бы здесь памятник?
— Лоевщина — это край, главной достопримечательностью которого слывёт река Днепр. И потому у каждого гостя сразу же возникает ассоциация с хорошей рыбалкой. Так что, наверное, это должен быть памятник в честь собирательного образа рыбака. Он мог бы стать визитной карточкой Лоева, как бобр в Бобруйске.
— Всегда ли удаётся разделять работу и дом?
— Очень непросто, переступив порог дома, отключиться от того, чем занимался весь день. Но я стараюсь. Предпочитаю задержаться, чтобы что-то доделать и додумать, чем нести этот груз с собой в семью. Нельзя 24 часа в сутки «вариться» в профессии. Максимум внимания в свободное время уделяю детям, приобщаю их к активному отдыху — любим совместные семейные велосипедные прогулки, рыбалку, шахматные состязания. Они улыбаются, — и у меня сразу настроение поднимается. Для меня семья — лучший способ «перезагрузки».
— Какая награда для Вас самая дорогая?
— Не люблю говорить о своих профессиональных заслугах, поэтому отвечу, что дети. Они действительно для меня огромная награда. Их маленькие победы радуют меня больше, чем свои собственные. Горжусь успехами дочери. Она — отличница в школе и музыкальном учебном заведении. От сына жду достижений в спорте, он занимается борьбой. Недавнее его признание: «Хочу быть как папа» прозвучало для меня как самый дорогой подарок.

Татьяна Белова, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK