В жизни всегда есть две дороги: одна легкая, а другая твоя…

IMG_3932«Людей неинтересных в мире нет, их судьбы как история планет», — писал Евгений Евтушенко много лет назад. И с этим трудно не согласиться. Ведь каждый из нас индивидуален и выбирает свою тропу: кто-то привык всю жизнь плакаться, перебрасывая свои проблемы на кого-то, другие стремятся скользко выкручиваться из любой ситуации, третьи всего добиваются упорным трудом, заботой о близких, помня и храня семейные традиции, родительские наставления. А вот видеть этих людей, учиться у них — это уже личное дело. Просто иногда необходимо внимательно всмотреться в глаза человека, чтобы понять уникальность и неповторимость его души.

Раиса Петровна ЧИСТИК

…родилась в 1925 году в крестьянской многодетной семье. Отец с матерью трудились не покладая рук, им во всем помогали старшие дети. Обрабатывали около 4 гектаров земли, держали огромное хозяйство: коровы, лошади, овцы. По осени иногда нанимали работников. Поэтому в их доме никогда не было нужды и голода. Но в 1932 году в избе появились люди в черных куртках, вынесли всё, забрали живность, а домочадцы впервые услышали слово «раскулачивание». Отец со старшими детьми тогда спрятался в лесу, а маленькую Раису с котенком на руках и девяностолетнюю бабушку выставили на улицу, заколотив огромными гвоздями двери. Трудно было и больно: днём впроголодь сидели на присьбе, а ночью братья отколачивали затворы и спали в родных стенах. Понимая сложность ситуации, родители приняли решение переехать из хутора в Михалевку. Там они быстро поставили новую избу, начали всё с нуля. Не привыкли Чистики отступать. Всего можно достичь, если очень захотеть и приложить максимум стараний и усердия.
И на новом месте эти люди начали новую жизнь. Старшие братья Володя и Коля ещё на хуторе сами сделали громоотвод (грозы в те годы были страшные), в Михалёвке в их доме в числе первых появилось радио — парни сконструировали. В конце 30-х они умело пользовались фотоаппаратом, что являлось пределом мечтаний и фантастики. Такие уж были эти люди. И в семье никогда не спорили, жили дружно, почитая старших и воспитывая младших, прощая и не вспоминая обид прошлого. Счастливые были времена, жаль, что так мгновенно пролетели.
Словно лепестки черемухи унеслись вдаль воспоминания, ведь черной тучей сплотила всех одна беда и общее горе — война. Голосили женщины, провожая до Лоева мужчин, словно чувствуя, что домой вернутся немногие. Ушли на передовую братья, а отца из-за болезни сердца вернули. И трудились женщины в поле с утра до ночи, ведь фронт приближался и солдат необходимо было кормить.

ПАМЯТЬ СЕРДЦА

Раиса Петровна — интересная собеседница, обладающая в 92 года феноменальной памятью. «Как страшно было ждать прихода фашистов, — вспоминала женщина. — Многие сельчане ушли в партизанский отряд, а старики остались и решили сделать хитрый ход: накрыли столы с угощениями, чтобы откупиться от карателей. Им удалось на время усыпить бдительность врага. Не тронули их, но девушки стригли косы, вымазывались в сажу, одевались в тряпье, чтобы не привлекать внимания нелюдей. А я стирала белье партизанам, пекла для них хлеб. Старший брат Володя был летчиком, но под Смоленском его сбили. Раненый, он вернулся в село и сразу отправился в партизанский отряд, Виктор тоже громил врага. Конечно, нашлись доброжелатели и доложили полицаям об этом. Поэтому нас, как членов партизанской семьи, должны были уничтожить. Лунной ночью маму вели на расстрел, но смогла она сбежать, ползти по грязи среди картофельного поля до самого леса. И я словно наяву вижу полицаев, что ехали за мной, сидя на гремящих подводах. А какие собаки у них были злые, натасканные. Меня спасло болото. Сколько я там сидела — не помню, но все ноги были в пиявках. После этого почти 2 года пришлось прятаться.
Свои зверства фашисты все же показали: подожгли снопы соломы, бегали от дома к дому, громили всё, грабили, убивали, чувствовали свою погибель. Вскоре поджигателей партизаны поймали и казнили. Сгорела деревня, а наш дом остался, 33 прострела было, но прочность крепости не взяли вражеские пули. После освобождения здесь расположился госпиталь. Я ухаживала за ранеными, варила есть. Ох, сколько бедных солдатиков умерло тогда — мрак! Носилки с трупами санитары еле успевали носить в сарай, а утром их уже не было — хоронили. Огромное количество ампутированных конечностей мы видели в другом сарае — жуть!»
С хитринкой в улыбке поделилась Раиса Петровна впечатлениями о встрече с легендарным Ковпаком. Крестьяне ждали прихода Красной армии, молились каждый день. И, когда те проходили через Михалёвку, для них организовали концерт. Но нашей героине полководец очень не понравился: маленький, бородатый, некрасивый. Лишь с годами она поняла, сколько сделал этот человек для освобождения нашей малой родины.

УНИКАЛЬНОСТЬ РОДА

Вспоминая родных, женщина с гордостью отметила, что в их семье была особая черта: трудиться, не отступать, учиться, совершенствоваться, жить в гармонии с окружающим миром. Родители, пройдя столько испытаний, не сломались, не озлобились, а выжили и смогли стать на ноги, поднять детей. Долго помнили в деревне её отца, ведь помимо того, что любил мужчина пошутить, он был и рыбаком, и охотником, и столяром, и плотником. Однажды на спор прострелил новую шапку соседа. Держал пчёл и многих в округе обучил хитростям этого дела. До войны в селе их по-уличному называли Ронцами, так вот говорят, что и сейчас сохранился в Михалёвке ронцев сад. А навыки ухода за плодовыми деревьями отец перенял у своего деда, который служил верой и правдой в имении Барановских в Переделке. Он ухаживал за саженцами, вырастил огромный сад, за что графиня с особым почтением относилась к нему. Прожил дедушка долго и похоронен недалеко от усадьбы. К сожалению, место захоронения мы не смогли найти: годы и война сровняли землю. А бабушка являлась кормилицей детей знаменитого графского рода.
Сестра Раисы Петровны умерла вскоре после войны. Володя погиб, выполняя задание по уничтожению фашистских эшелонов. Николай всю войну шел впереди передовой, прокладывая связь с Большой землей.
После Победы он поступал в 7 ВУЗов, успешно сдавал экзамены, но клеймо «Сын раскулаченного» долго преследовало его. Юноша не опускал руки, и в Донецке не смогли устоять перед его упорством и желанием учиться. Братья и многочисленные племянники Раисы Петровны получили высшее образование, занимают ответственные посты, находясь в разных уголках бывшего Советского Союза. В их числе научный сотрудник по вычислению движения орбит для космонавтов, химик, связист, директор автобазы города Червень, главный энергетик пионерского лагеря «Артек», экономист, участник марафонского бега, топограф, микробиолог, биотехнолог… Жизнь разбросала их по всему свету, но Р.П. Чистик очень надеется, что тяга к родной земле приведет их вскоре обратно. Они обязательно встретятся.
Она, единственная в семье, так и не получила образования, но ни о чем в своей жизни не жалеет. Работала в магазине, на автозаводе, потом проводником почтового вагона. Исколесила весь Советский Союз от Иркутска до Алма-Аты, от Москвы и до Байкала. Побывав во всех республиках необъятной Родины, она поняла, что лучше нашей Беларуси не сыскать уголочка. Смогла купить квартиру в Минске, построить дачу. Всегда рядом — единственная дочь. Ждет бабушка встреч с внуком, который, получив образование в Гданьском университете, работает, продолжая традиции маминого рода.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ

Быстро проходит время. И к восьмидесяти годам поняла белоруска, насколько велика магия родной земли и притягательна её сила. Оставив квартиру и дачу в столице, в 2004 году переехали они с дочерью в места, где прошло детство, где жили родители, где даже птицы поют по-другому и запах луговой травы лечит душевные раны. Маленький домик в Казимировке стал их надежным островком. Годы берут своё, но и сейчас пенсионерка в постоянном движении, в действии, в работе.
Она считает себя счастливым человеком. Поэтому хочется пожелать ей крепкого здоровья, долголетия, мира и гармонии, исполнения всех замыслов. А планировать и реализовывать задуманное, поверьте, она умеет.

Наталья Апанасенко, «ЛК». Фото автора.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK