Мы помним, как она начиналась

«Операция «Багратион» остается самой блестящей операцией, проведенной Красной Армией в годы Великой Отечественной войны», — так ее оценил немецкий военный историк К.Х. Фризер в работе «Крах группы армии «Центр» летом 1944г.».
Операция «Багратион» была проведена советским командованием 23 июня-29 августа 1944 года. Её стратегические цели — разгром группы армии «Центр» и освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. К ней были привлечены войска четырех фронтов: 1-го Прибалтийского (командующий генерал И. Баграмян), 1-го, 2-го и 3-го Белорусских (командующие: генерал К. Рокоссовский, генерал Г. Захаров, генерал И. Черняховский). Немаловажную роль в операции отвели белорусским партизанам. Они в тылу врага должны были нарушать коммуникации, уничтожать немецкие штабы, выводить из строя технику противника, вести разведку, захватывать и удерживать выгодные рубежи и плацдармы на реках до подхода армии, оказывать воинским частям поддержку при освобождении городов, железнодорожных станций, организовывать охрану населенных пунктов, срывать вывоз советских граждан в Германию, мешать уничтожению промышленных предприятий и мостов.
Утром 23 июня перешли в наступление армии 1-го Прибалтийского, 3-го и 2-го Белорусских фронтов. Сутками позже в сражение включились части 1-го Белорусского. Несмотря на ожесточенное сопротивление врага, советские воины действовали смело, шаг за шагом продвигаясь вперед. Гитлеровцы упорно сопротивлялись и предприняли несколько попыток вырваться из сжимавшегося кольца окружения в районах Витебска и Бобруйска. Потеряв всякую надежду на успех, они решили идти на прорыв, прикрываясь стариками, женщинами и детьми, считая, что советские воины не станут стрелять в своих граждан. Но враг просчитался. Пропустив через боевые порядки соотечественников, советские воины в яростной рукопашной схватке уничтожили противника. 26 июня штурмом был взят Витебск.
Одновременно шли сражения под Оршей и Могилевом. 26 июня они были полностью освобожден от фашистов.
1 июля передовые подразделения Красной Армии в районе пересечения Минского и Бобруйского шоссе преградили путь немецким частям, отступавшим со стороны Минска. Основные силы 4-й немецкой армии (105 тыс. человек) к исходу 3 июля оказались окруженными восточнее Минска. Группа армий «Центр» понесла большой урон и была деморализована настолько, что самостоятельно справиться с создавшимся положением была не в состоянии.
В результате разгрома крупных сил противника ближайшая цель операции «Багратион» была достигнута. Враг был полностью изгнан с территорий Витебской, Могилевской, Полоцкой, Минской и Бобруйской областей.
9 июля войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов освободили Новогрудок, форсировали Неман, очистили от врага Волковыск, 16 июля — Гродно. 28 июля 1944 г. штурмом был взят Брест. Взятием этого города советские войска завершили изгнание немецких захватчиков с белорусской земли.
Среди участников операции «Багратион» были и наши земляки. Каждая пядь освобожденной родной белорусской земли наполняла радостью их сердца, а созерцание злодеяний, совершенных гитлеровцами, — нестерпимой болью и желанием уничтожить фашизм, чтобы никогда и нигде такое не повторилось. Строки из письма Николая Яковлевича Артемчика: «Пишу письмо в дороге на отдыхе, идем вперед на запад, до полного уничтожения врага. 5 июля 1944г.», адресованное маме Прасковье Павловне, проживавшей в Лоеве на улице Горького.
В музее битвы за Днепр хранятся письма, документы, фотографии уроженцев Лоевщины, принимавших участие в боях за освобождение родной Белоруссии: А.С. Астафьева, М.С. Гаркушко, И.С. Германенко, Ф.К. Дубровского, П.Д. Кагарлицкого, И.С. Примоченко, В.А. Шатило и многих других.
В оставленных ветеранами воспоминаниях события войны изложены скупо и лаконично. Это были люди великих помыслов, славных дел и подвигов, горячо любящие свою Родину, открытые и очень скромные.
С первых дней и до Победы прошел Великую Отечественную уроженец д. Старая Лутава Свирид Григорьевич Шевченко. Боевое крещение принял на родном Днепре. Это были ожесточенные бои за Соловьеву переправу у Смоленска. Из воспоминаний С.Г. Шевченко «Двое суток сдерживали крупный натиск врага. Мы остались втроем, оказавшись между своими и немцами. Немцы начали обстреливать из миномета. Впереди бугор, засеянный овсом, и нам надо перебраться через него. По бугру строчат пулемет и миномет. Так мы решили выбрать разору поглубже, сбросить шинель в скатку, винтовку забросить на спину, бинтом завязать за пояс и ползти. Я переполз благополучно, колпенского парня ранило в спину, а речицкого — убило. Я перевязал земляка, пошел к своим пушкам и попал под бомбежку, меня завалило землей. Санитары из артиллерии откопали и доставили меня в госпиталь города Вязьма». После излечения влился в ряды защитников города, затем сражался под Москвой, освобождал Калугу. В декабре 1942 года был направлен в 161-ю танковую бригаду. В составе десанта вступил в бой за город Юхнов Смоленской области, был опять тяжело ранен в голову. После госпиталя С.Г. Шевченко воевал в составе 38-й стрелковой дивизии.
Зимой 1943 года фронтовые дороги привели солдата Шевченко в родную Белоруссию, от увиденного щемило в груди: сожженные деревни и разрушенные города, измученные войной женщины и старики, осиротевшие дети. Не терпелось идти в бой, но наступление застопорилось. Свирид Григорьевич пишет: «Мы были уже в Беларуси, в д. Поташня Могилевской области. Весной форсировали реку Проню и пошли громить гитлеровцев. Двигаясь по шоссе Могилев-Минск, уничтожили минскую группировку. 19 марта 1944 получил ранение». После госпиталя участвовал в боях в Беловежской пуще, освобождал Польшу, Пруссию.
После войны Свирид Григорьевич вернулся в родную деревню, продолжал работать в колхозе даже будучи на пенсии. Он никогда не относил себя к героям, считал, что просто защищал свою семью, дом, родину.
В истории нет сослагательного наклонения, но многие современные историки указывают на то, что если бы Гитлер представлял степень патриотизма советских людей, то, возможно бы, отказался от войны с Советским Союзом. Патриотизм — один из главных источников Победы в войне с фашистской Германией. Воспитать патриота можно лишь тогда, когда подвиги героев не будут преданы забвению, а эта задача уже нашего поколения.
Римма Стадникова,
директор музея битвы за Днепр.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK