На днях в квартире Любови Васильевны Мамстовой с самого утра было очень многолюдно, ни на минуту не смолкал телефон, соединяя с Магаданом, Сочи, Ростовом и т.д. И это неудивительно: ветеран войны в кругу детей, внуков принимала поздравления от Лоевского райисполкома, совета ветеранов, многочисленных родственников и друзей с 95-м днем рождения.
Глядя в глаза этой женщины, просто несоизмеримой кажется дата, ведь она готовит вкусные блюда, приветливо встречает гостей, одаривает всех необъятной добротой, светлой улыбкой. А память у нее, поверьте, феноменальная. Любовь Васильевна помнит не только события, даты, имена, но и чувства, пережитые в прошлом, одежду, цвет глаз. В общении с ветераном войны невозможно не восхищаться её простотой и мудростью, интеллектом и человечностью.
Родилась Люба Сорокина в 1924 году в простой крестьянской семье в Ростовской области. Детство было трудным, но родители делали все, чтобы они с братом получили образование, стали достойными людьми. Окончив семилетку, девушка устроилась работать в детский садик. Малыши обожали юную воспитательницу, которая частенько брала в руки гитару и пела песни о счастливой жизни. К сожалению, счастье осталось только на струнах гитары. Наступил 1941 год.
Горестный след в душе девчушки оставила оккупация, помнит прощание с отцом, который так и не вернулся с фронта. А в мае 1943 года Люба с подругами прибыла на призывной пункт города Шахты. Ответственным был этот шаг, и наша героиня явилась в военкомат при полном параде: в белой вышитой кофточке и черной юбке. Долгие годы потом она даже не мечтала о такой форме. Товарняк, в котором ехали девушки, сразу попал под бомбежку. Но они удачно добрались до Ростова, где прошли полный «карантин» — строевая подготовка, владение оружием, выполнение команд и т.д. Получив военную форму, которая делала вчерашних школьниц более взрослыми и красивыми, она даже не представляла ужас, который придется пережить, не знала, как далеко от дома уведут фронтовые дороги.
Ее сразу зачислили в 419-й отдельный зенитный противовоздушный дивизион. Девушки-зенитчицы сыграли огромную роль в охране неба. Они несли воинскую службу наравне с мужчинами, небо, «тыл» защищали, закрывали именно они. Первое боевое задание — охрана завода «Россельмаш». Фашисты покинули город, но постоянно пытались бомбить стратегические объекты, но этого допустить они не могли. Зенитчицы учились работать на приборах, чистить материальную часть пушки от масла, чтобы содержать ее в абсолютной чистоте, копать землянки и окопы. Они вели круглосуточное наблюдение и должны были опознавать как немецкие, так и наши самолеты. Бывало, спать не удавалось целыми неделями. Жили в землянках, около орудий. Целыми днями находились на морозе, под дождем, в мокрых шинелях, укрываясь иногда при тревоге в глубоких ямах, прикрытых досками или тесом. Даже при движении на эшелонах они круглосуточно находились рядом со своими пушками. Иногда хотелось кричать от страха, бежать, но приказ «Стоять насмерть!», присяга, данная Родине, отгоняли эти мимолетные мысли, и их сердцем овладевало только желание бить врага.
Однажды во время налета Любаша встретилась с братом, тот даже не представлял, что его сестренка среди взрывов и грохота так лихо управляет пушкой. Иногда были и минуты отдыха. Тогда девушка доставала гитару, и бойцы пели песни, танцевали. Молодость брала свое. Это разрешалось. А вот про любовь даже думать не позволялось. Иначе грозила гауптвахта.
Война многому научила девушек и парней. Любовь Васильевна вспомнила, как стояли они на старом еврейском кладбище. Садились там прямо на плиты и вели расчеты. Ведь до войны умерли бы от страха только от одной мысли. Позже Любовь выполняла функции посыльной: через незнакомый лес, болото ходила на командный пункт, единственным спутником было ружье, висевшее на плече. И никакого страха! Только единственная мысль в голове — дойти, передать! Музыкальный слух посодействовал тому, что красноармейца Сорокину отправили учиться на радиста-телефониста. Но после учебы она вновь вернулась в свою батарею, которая тогда стояла в Горловке Донецкой области. Потом вперед за передовыми частями продвигался их дивизион. Однажды именно от ее умений зависел исход боя. С командным пунктом была нарушена связь, и командир управлял боевыми действиями всех подразделений с землянки радистки, которая четко посылала сигналы «морзянки».
Дивизион, в котором воевала Любовь Васильевна, охранял переправу через Десну во время освобождения Белоруссии. Далее фронтовые дороги привели в Прибалтику через Даугаву в город Резек, после были Польша, Германия.
В родном дивизионе Люба познакомилась с Алексеем Мамстовым, который давно ее заприметил и сразу решил: «Это и есть моя будущая жена!». Соединив две жизненные дороги, судьба больше не разлучала молодых людей. Вместе они встретили Победу в немецком городе Штутгарте. Там и поженились, даже свадьбу для них организовали однополчане и командование. Правда, платья свадебного не было. Счастливой была жизнь с любимым человеком, умеющим заботиться о жене и детях. А дороги, соединившие их в Ростове, остановились в белорусских краях. Жаль, среди всех поздравлений самыми желанными были бы его слова, но 30 лет муж молча смотрит с мраморной плиты. Так уж сложилась судьба, что их сын Борис прошел военные тропы родителей, служил там, где мама с отцом встречали Победу.
Беседуя с седовласой женщиной, я понимала: она заслужила огромной благодарности от поколений, рожденных в мирное время. Дай Бог Вам, Любовь Васильевна, здоровья, крепости духа, любви детей, внимания окружающих, чистого неба, которое Вы защищали своими нежными руками. Поклон Вам низкий до земли!