Лоевчане, выход есть всегда!

Оглянувшись на прожитые годы, наблюдая за стремительным развитием и совершенствованием человеческого прогресса, радуясь успехам детей и внуков, кто-то, спокойно вздохнув, подумает: жизнь прекрасна. Но мы не можем отрицать, что у некоторых людей существуют непредсказуемые проблемы, порой возникают кажущиеся на первый взгляд неразрешимые вопросы. И, к огромному сожалению, в такие моменты слабых духом посещают мрачные мысли: «лучше бы и не жить вовсе…»

Проблема профилактики самоубийств является одной из главных в системе здравоохранения страны. На помощь отчаявшимся людям готовы прийти врачи-психотерапевты. Чем они могут помочь в сложной жизненной ситуации, когда кажется, что другого выхода быть не может? Можно ли распознать причины, толкающие людей на необдуманный поступок? Особенности первой психологической помощи близким, чьи родные готовы на самое худшее… Секреты работы «самых душевных докторов». Обо всем этом — в нашем интервью с врачом — психиатром-наркологом Лоевской ЦРБ Екатериной Гришковец.
— Екатерина Петровна, что делается в нашем районе по профилактике суицидального поведения?
— Во-первых, у нас ведется активная просветительская работа на предприятиях, в школах, врачей постоянно приглашают на родительские собрания. В учреждениях развешена информация о телефонах доверия для получения экстренной психологической помощи. Вопросы распознавания депрессивных расстройств у детей и подростков, лечения и реабилитации после суицидальных попыток рассматривались на семинаре для работников учреждений здравоохранения и образования. Проведена учеба с сотрудниками скорой медицинской помощи (СМП) по выявлению признаков психических и поведенческих расстройств при оказании СМП по поводу соматического заболевания. В отделениях круглосуточного пребывания создана база данных пациентов, обновляющаяся еженедельно. Для педагогов, психологов, социальных педагогов разработаны методические рекомендации, алгоритмы и критерии взаимодействия всех служб по этому вопросу. Постоянно рассматриваются факторы, действующими являются шкала оценки суицидального риска и шкала Цунга (депрессии). В школах района медицинскими работниками проведено 34 беседы с целью повышения осведомленности в вопросах, связанных с психическим здоровьем. Во-вторых, во время прохождения медосмотров у нас практикуется тестирование по определению лиц суицидального риска. В случае выявления каких-то признаков больных консультирует психолог, врач — психиатр-нарколог, при необходимости назначается лечение. За 2019 год во время проведения анкетирований выявлены 16 человек с высоким, 72 — со средним и более тысячи — с низким риском суицидального поведения.
— Готовясь к интервью, прочитала об основных причинах суицидов: это проблемы в семье; долги; отсутствие интереса к жизни, усталость, унижения, насилие, тяжелая болезнь и так далее. Причины разные, но как получается, что дело доходит до самого страшного? Как быть, чтобы предотвратить непоправимое?
— Бывает так, когда у человека происходит эмоциональное выгорание, появляются хроническая усталость, подавленность, обидчивость, раздражительность, всё видится в серых тонах, возникает депрессия, снижается самооценка, нарастает внутренний конфликт, теряется осознание смысла жизни. В подобных ситуациях очень важно не пройти мимо, заметить, помочь. Давно доказанный факт: когда у человека есть возможность выговориться, поплакаться, то уже на 50% уменьшается стрессовый накал, наступает огромное, ни с чем не сравнимое эмоциональное облегчение. Доброе слово, как известно, лечит. Успокоившись, мы способны посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти другие варианты решения проблемы. Гораздо сложнее, если человек впадает в депрессию. Это уже тяжелая форма, когда наблюдается полное безразличие ко всему и всем. И здесь срочно необходима помощь врача-специалиста. Следует знать, что тревожные состояния, панические атаки, депрессии в настоящее время прекрасно лечатся. Но чем дольше человек не обращается за помощью, тем длительней может оказаться процесс выздоровления. Если медлить с лечением психологических травм, они становятся глубже.
— Екатерина Петровна, изменилась ли в сравнении с прошлым годом ситуация в нашем районе?
— Да, изменилась, благо в лучшую сторону. Несмотря на то, что эта проблема существует столько же времени, сколько существует человек, времена меняются, и подходы к ее решению совершенствуются. Но расслабляться нельзя до тех пор, пока мы не искореним подобные случаи полностью. У нас в прошлом году два человека добровольно ушли из жизни (в 2018-м — 3), 9 совершили попытку парасуицида.
— Говорят, что суицидальные мысли — это красный флажок, когда нужно все бросить и идти к врачу. Возникает вопрос: обратиться к психологу, психотерапевту или психиатру?
— Психолог имеет педагогическое образование, может провести психологическое тестирование, дать консультацию о проблеме в сфере взаимоотношений. Но лечением должен заниматься только врач. Психотерапевт имеет медицинское образование, может назначить успокоительные медикаменты, провести психотерапию. Психиатр занимается в основном медикаментозной коррекцией более грубых эмоциональных нарушений. В любом случае нельзя в подобных ситуациях оставаться без квалифицированной помощи.
— Как Вы думаете, почему некоторые больные боятся кабинета самых душевных докторов?
— К сожалению, это возникает от некомпетентности. Хочется, чтобы пациенты помнили: мы не роботы, а живые люди, умеющие не только слушать, думать, чувствовать, но и помогать. Если вы простудились, то идёте к терапевту, а если заболела душа, то надо спешить к нам. Всё ещё бытует ложное мнение и присутствует страх, что в этом случае вас могут принять за психически ненормального, но так может думать только безграмотный, не уверенный в себе человек. Наоборот, проявлением внутренней мудрости, здорового, уважительного отношения к себе является обращение за помощью к профессионалу. Не стоит оставаться наедине со своими проблемами: выход есть всегда! Позиция врача-психиатра должна быть нейтральной, принимающей, помогающей. Настоящий профессионал сдержан в советах, его задача — правильными вопросами помочь человеку лучше понять собственный внутренний мир страхов, запретов, желаний, подружиться с самим собой, поверить в себя, реабилитировать в себе «внутреннего мудреца» так, чтобы именно он решал, как надо жить, чтобы быть здоровым и счастливым. И только в случае необходимости назначить медикаментозную терапию.
— Давайте подытожим сказанное и попробуем выделить ключевые моменты в предотвращении самых необдуманных поступков.
— Я бы отметила благоприятную обстановку в семьях, гармоничные взаимоотношения родителей, внимание и любовь к детям. Педагогам необходимо скрупулезно подходить к вопросу выявления детей, входящих в группу риска. Им нужны забота и психологическая поддержка. Нельзя умалчивать о необходимости лечения алкоголизма и наркомании, о своевременном обращении к специалистам. Здоровый образ жизни, гармония с самим собой и окружающим миром — вот наши главные составляющие. «Не нужно долго смотреть в бездну, иначе бездна посмотрит на тебя», — говорил в свое время Ф. Ницше. Мне кажется, что каждому из нас просто необходимо научиться думать о своих родных, любить их, ценить каждый миг, радоваться просыпающемуся солнцу, никогда не сдаваться и искать выход из любой ситуации. А если будет невыносимо трудно, звоните по телефонам доверия: 8-801-100-16-11; 8-017-246-03-03 (для детей и подростков); 170; 8-0232-31-51-61. Вам обязательно помогут!

Наталья Апанасенко, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK