В 1470 году среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.
Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и в самой чаще среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки. Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он захотел показать икону. Но ларец был пуст. На другой день пастухи опять заметили сияние в том же месте. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы. Вскоре деревянный храм был построен.
Около 1520 года в селении случился сильный пожар, истребивший почти все строения и деревянный храм. В огне исчезла чудотворная икона. Поиски ее на пепелище не имели успеха. Прошло время, и в один из дней дети забрались на ближайшую горку. Внезапно на огромном камне они увидели Божию Матерь в небесном сиянии. В руках Пресвятой Девы была икона, которую искали на месте пожарища. Это событие считается вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери.
Камень, на котором дети видели Богородицу и где была обретена икона, тогда же огородили. Вскоре построили новый храм, при котором спустя время возник православный мужской монастырь. Одновременно внук Солтана, Иван Александрович, начал строительство новой большой каменной церкви. Ныне этот храм называется Явленским.
Многие несчастья обрушились на монастырь в начале XVII века. Он оставался православным до 1609 года. Однако вскоре в Жировичах появились униатские монахи, и в 1613 году Иосафат Кунцевич был назначен его настоятелем.
Чудотворную икону Божией Матери они обратили в свою главную святыню, почитание которой достигло апогея к XVIII веку, когда в 1726 году постановлением папского капитула было решено совершить католический обряд коронования иконы Божией Матери. Коронация преследовала цель более тесного сближения унии с Римско-Католической Церковью.
При постоянной упорной борьбе между православием и католичеством судьба унии изменилась после соединения Белоруссии и Литвы с Россией. В 1810 году в ограду Жировичского монастыря было перенесено епархиальное управление, и с этого времени Брестские епископы жили при монастыре, а Успенский собор стал кафедральным. Вскоре здесь были открыты Пастырско-богословские курсы, и стараниями митрополита Иосифа (Семашко) в 1827 году в Жировичах возникла духовная семинария, имевшая огромное значение в воссоединении с православием.
14 июля 1839 года Преосвященный Иосиф прибыл в Жировичи, чтобы возблагодарить Божию Матерь за Ее помощь в святом деле. Именно в Жировичский монастырь митрополит Иосиф пригласил духовенство для подписания акта о воссоединении. После этого кафедральный собор был капитально отремонтирован и освобожден от всех принадлежностей костела. Обитель сия стала первым духовным центром Белорусского края по восстановлению православного богослужения.
Продолжение следует.
Жировичская икона Божией Матери входит в список 100 самых значимых православных образов мира. А еще это самая маленькая из наиболее почитаемых икон Богородицы в мире — всего 5,6 см на 4,4 см. Ее считают покровительницей Беларуси.
Несмотря на невзгоды лихолетья двух мировых и гражданских войн, православные отстояли свою святую обитель и чудотворную икону Божией Матери. Ныне она находится в Успенском соборе Жировичского монастыря. Изображенная чудесным образом на граните, опаленная пожаром, чуть треснувшая от огня и времени, святая икона — истинный образ Пречистой Девы Марии, Матери Божией. В ней такая огромная сила, которая способна исцелять больных, дарить надежду тысячам нуждающихся в ней и объединять всех христиан.