Наш мирный атом. Журналист «Гомельскай праўды» первым из представителей СМИ Гомельщины побывал на Белорусской АЭС

Так уж сложилось, что в моей журналистской практике это третья по счету атомная электростанция, причем работающая, на которой довелось побывать. До этого в 1996-м была Чернобыльская, а в 2008-м – Смоленская. Но поездка на Белорусскую АЭС имела два важнейших отличия от всех предыдущих командировок на объекты атомной энергетики. Во-первых, это НАША, белорусская станция, спроектированная по последнему слову техники в атомной энергетике, и этим уже сказано очень многое. А во-вторых, экскурсия, как оказалось, получилась организована только для меня одного. И гидом выступил начальник отдела информации и общественных связей БелАЭС Эдуард Свирид. Поэтому ответы на свои многочисленные вопросы я мог получить неторопливо и без очереди. Однако обо всем по порядку.

Вид Белорусской АЭС в солнечную погоду

Как работали с людьми?

Свой рассказ о станции начну, пожалуй, с того, что строительство столь специфичного объекта как АЭС – не только выбор проекта, места для ее размещения, поиск денег и подрядных организаций. Помимо этого колоссального объема работ, необходима еще и информационная подготовка, если хотите, техническое просвещение населения, особенно городов и весей, прилегающих к станции. Такая работа целенаправленно началась, как только была определена площадка без малого в 20 километрах от восьмитысячного райцентра Островец на Гродненщине. Но одно дело рассказывать о выгодах атомной энергетики, скажем, где-нибудь под Смоленском, Питером или Курском и совсем другое – в белорусском городке, куда более 30 лет назад навсегда переселилась, благодаря вышедшему из-под контроля «мирному атому», потеряв свои родные дома в живописнейших местах белорусского Полесья, сотня хойникских семей. Островец стал их новой малой родиной.

Что греха таить, в Беларуси к теме «мирного атома» после 26 апреля 1986-го вообще отношение особое. Уж очень больно мы обожглись им благодаря чернобыльским событиям. Поэтому работать с людьми пришлось особенно аккуратно и тщательно. В 2009 году, когда на стройплощадке еще не было ни одной единицы техники, ни одного рабочего, в Островце открыли информационный центр. В уже сформированной дирекции строительства АЭС была создана информационная группа, состоящая из опытных инженеров-атомщиков, имеющих многолетний опыт работы на действующих АЭС, которая объездила буквально весь регион, прилегающий к месту строительства атомной электростанции: Островецкий, Ошмянский, Сморгонский, Мядельский и Поставский районы. Не обошли стороной ни одну школу, ни один сельсовет. Одна встреча сменяла другую, собирали разные аудитории. Людям максимально популярно рассказывали об атомной энергетике, отвечали на самые острые вопросы. И если какой-то ответ не устраивал, встреча через определенное время повторялась. Подобная открытость сделала свое дело: за все время не было ни одной массовой акции протеста против строительства станции. А когда развернулась стройка и местные втянулись в нее, когда из своих, а точнее из окрестных деревень, появились первые эксплуатационники АЭС, роль инфоцентра начали выполнять сами люди, заработало самое прямое – сарафанное радио.

Нулевой километр: отсюда электроэнергия от Белорусской АЭС уходит потребителям

В 2020-м появился второй инфоцентр, размещенный непосредственно на АЭС. И первым его посетителем 7 ноября стал Президент нашей страны Александр Лукашенко. В тот знаменательный день, годовщину Октябрьской революции, в присутствии главы государства в торжественной обстановке мощность уже работавшего в режиме опытно-промышленной эксплуатации реактора первого энергоблока была поднята с 300 до 400 мегаватт. Этот момент стал, по словам Президента, началом новой страницы летописи Беларуси – современной, интеллектуальной, высокотехнологичной.

С тех пор здесь побывали самые разные категории посетителей. Прошелся по инфоцентру и автор этих строк. Максимально доступный в восприятии материал из уст экскурсовода плюс прекрасно оформленные стенды как со статичными, так и двигающимися макетами (где в натуральную величину, а где уменьшенные копии в разрезе), последовательно уложили информацию в голову. То есть к основной части экскурсии я был более чем подготовлен.

Школьники в информационном центре АЭС знакомятся со станцией

Слушая профессионально составленный, но в то же время очень доступный для восприятия рассказ начальника отдела информации о технических тонкостях конструкции реактора, работы отдельных узлов и агрегатов АЭС, я искренне удивился, узнав, что собеседник – чисто гуманитарий, историк по образованию, в прошлом директор школы и журналист районной газеты. А еще передо мной был, наверное, образец того, как нужно грамотно развивать промышленный туризм.

Почему российский проект?

Вид реактора ВВЭР-1200 со снятой крышкой

Что прежде всего нужно знать о ядерном объекте Беларуси? Предложенный для строительства возле Островца российской корпорацией «Росатом» проект «АЭС-2006» нового поколения «три плюс» на сегодняшний день по надежности и эффективной эксплуатации – передовой объект ядерной энергетики в мире. В белорусском варианте это два водо-водяных энергетических реактора (ВВЭР) с электрической мощностью каждый по 1200 мегаватт. Отличительной чертой российских ВВЭР-1200 является то, что реализованные при их проектировании технические решения в корне исключают ситуации, произошедшие как на Чернобыльской АЭС, так и на японской станции «Фукусима-1».

В основу обеспечения безопасности Белорусской АЭС заложен принцип глубокоэшелонированной защиты – применение системы физических барьеров на пути распространения ионизирующих излучений. И начинает эта система работать с «упаковки» самого ядерного топлива. Это прошедший сложную, многоступенчатую обработку низкообогащенный диоксид урана-235. Он находится в прочной оболочке, напоминающей таблетки размером 9 на 12 миллиметров и весом всего пять граммов. Размещены они герметично, в тепловыделяющих элементах из сплава циркония. Те в свою очередь объединены в тепловыделяющие сборки или ТВС. Сам реактор имеет 20-метровый металлический корпус, выполненный из специальной реакторной стали. В инфоцентре предложили согнуть стружку из этого металла, специально привезенную для демонстрации с завода-изготовителя. Чуда не произошло: у меня не получилось даже слегка пригнуть упругий, слегка желтоватый кусочек стали. Впрочем, до сих пор никому из посетителей АЭС этого не удалось сделать.

Так выглядит ядерное топливо, загружаемое в реактор Белорусской АЭС: таблетка размером 9 на 12 миллиметров и весом всего 5 граммов. Их в реакторе около 18 миллионов штук

Реактор со всем оборудованием размещен в двойной бетонно-стальной герметичной оболочке или контайнменте (общей толщиной в два и высотой в 70,2 метра). Это то массивное сооружение, на котором изображен белорусский флаг. Его грандиозность незаметна издалека, а вот в считаных десятках метров рядом ее ощущаешь полностью. Кстати, кто придумал так креативно раскрасить реактор, так и не узнал.

Если что-то случится в реакторном зале, вся радиоактивность останется внутри этой оболочки. Она выдерживает внутреннее давление в пять атмосфер и внешнее воздействие от ударной волны, создающей давление 30 кПа, и падающего самолета. То есть если предположить, что вся поданная в реактор вода превратится в пар и, как в гигантском чайнике, будет давить изнутри на крышку, то оболочка выдержит и это колоссальное давление. Таким образом, оболочка здания реактора находится как бы в постоянной готовности принять удар изнутри. Для этого она выполнена из «предварительно напряженного бетона»: 76 так называемых арматурных пучков, состоящих из миллионов стальных тросов, натянутых внутри бетонной оболочки, придают дополнительную монолитность конструкции, повышая ее прочность. Объем контайнмента довольно большой – 75 тысяч кубических метров, риск скопления в нем водорода во взрывоопасной концентрации значительно меньше, чем на АЭС «Фукусима-1». В случае аварии для снижения давления пара внутри защитной оболочки установлена «спринклерная система», которая из-под купола блока разбрызгивает раствор бора и других веществ, препятствующих распространению радиоактивности. Там же, в межоболочном пространстве, находятся рекомбинаторы водорода, не позволяющие этому газу скапливаться и исключающие возможность взрыва.

Начальник отдела информации и общественных связей Белорусской АЭС Эдуард Свирид рассказывает об устройстве защитной бетонной оболочки здания реактора

Не менее грандиозны и башни-градирни АЭС, сооружения в виде усеченных конусов, охлаждающие воду (скажу сразу, нерадиоактивную) в конденсаторе турбины. Это самые высокие сооружения в Беларуси, выполненные из стали и бетона – к небу они тянутся на 167 метров каждая. На БелАЭС их две, по одной на энергоблок. Это альтернатива занимающим солидные территории прудам-охладителям на Чернобыльской, Смоленской и ряде других АЭС.

Самое внушительное на БелАЭС сооружение энергоблока, после реактора, конечно, машинный зал. Представьте, вы стоите возле генератора, статор которого весит 440 тонн (самая тяжелая деталь на АЭС), а ротор вращается с частотой 3000 оборотов в минуту. При этом уровень вибрации на корпусе должен быть такой, что белорусская двухрублевка спокойно стоит на ребре. Монета не падает.

Чтобы добраться до генератора первого энергоблока, пришлось немного потопать по коридорам, переходам и лестницам. Кстати, их на БелАЭС в общей сложности около 10 километров.

Кто рулит реактором?

Организаторы экскурсии любезно предоставили возможность воочию понаблюдать за работой персонала в святая святых энергоблока – блочном пульте управления. Сюда, кстати, свой особый допуск и отдельный контроль на входе. И что сразу бросилось в глаза? Спокойствие, с которым смена работала в этот день. А он был не совсем обычным. Как оказалось, смена готовила остановленный ранее реактор к выводу на минимальный контролируемый уровень мощности. Проще говоря, запускала реактор в рамках 400 технологических испытаний согласно плану подготовки к получению лицензии на промышленную эксплуатацию энергоблока. Выглядело это как непринужденный разговор молодых ребят между собой, если бы не звучащие время от времени команды на ту или иную операцию. Процесс запуска, как пояснил начальник смены энергоблока Андрей Яковлев, длительный, около 16 часов. После него проверка и подъем мощности до 400 мегаватт. И вот только тогда запускается генератор и станция начинает вырабатывать электричество. Кстати, начальник смены прибыл на Белорусскую АЭС из Запорожья. Как память о прошлом месте работы показал фирменную кружку с эмблемой Запорожской АЭС.

Начальник смены энергоблока Андрей Яковлев прибыл на Белорусскую АЭС из Запорожья

К слову, средний возраст работающих на станции – чуть более 30 лет. Коллектив очень молодой, деятельный, инициативный. Общественная жизнь буквально кипит здесь.

На нашей атомной станции есть еще один пульт управления энергоблоком – только учебный. Он точно такой же конструктивно, как и действующий, разница лишь в том, что команды с него отдаются не агрегатам, а компьютеру. Это полномасштабный тренажер, установлен в 2016 году в учебно-тренировочном центре БелАЭС. Штука, скажем так, очень дорогостоящая, далеко не каждой станции имеется. Но эффективнее возможности учиться в условиях, максимально приближенным к реальным, трудно и представить. Занятия здесь идут постоянно, причем отработку тех или иных ситуаций проводят со сменой, которая в том же составе управляет реактором на реальном блоке. Таким образом идет и обучение работе в команде. Поддержание квалификации – процесс на станции непрерывный.

Здание реактора вблизи впечатляет своими размерами. Многотонный автокран рядом кажется игрушечным

Вообще, кадровая тема на Белорусской АЭС, как, впрочем, и на любой атомной электростанции – вопрос наиважнейший. Особенно, что касается специальностей, связанных непосредственно с управлением реактором. Требования к ним высочайшие. Ведь как бы ни развивались техника и технологии, в конечном итоге их создает человек, а значит, присутствует так или иначе человеческий фактор. Исключить его позволяет формирование культуры безопасности: как личной, так и коллективной. Заместитель главного инженера по подготовке персонала Владимир Горин привел такой пример подбора кадров. Ряд кандидатов не были приняты на работу на станцию потому, что неоднократно нарушали правила дорожного движения.

Владимир Дмитриевич пояснил такой подход: «Если человек систематически игнорирует одни правила, то будет нарушать и другие. Такому трудно привить культуру безопасности».

Брызгальные бассейны на АЭС не для красоты , а для охлаждения вспомогательного оборудования энергоблока

С самого начала работы на АЭС каждый ее сотрудник обязан впитать в себя непреложное правило: работать не по памяти, а по инструкции. Любой его шаг должен быть профессионально надежен и подкреплен знанием алгоритма тех или иных действий исходя из технических документов, регламентов. Специалист должен понимать, что делает и почему. Кстати, любое ЧП, происходящее в энергетической отрасли страны, на БелАЭС разбирают по косточкам.

Выпускники физического факультета БГУ в учебно-тренировочном центре БелАЭС готовятся к сдаче экзамена в Госатомнадзоре на право управления реактором

Общее число работающих на Белорусской АЭС с учетом второго достраиваемого энергоблока будет примерно за две тысячи человек. Это стандартная численность для АЭС подобного типа. На первом энергоблоке коллектив сформирован, формируется на втором. Так вот, в настоящее время около 500 из работников – это выпускники наших вузов, подготовленные по программе развития в стране ядерной энергетики. Они пришли на станцию и последовательно повышают квалификацию, а первые уже и получили разрешение Госатомнадзора на самостоятельную работу по управлению реактором. Это, без сомнения, будущая техническая элита страны, ее гордость и надежда.

Для страны вообще и для Островца в частности

О том, что даст собственная АЭС Беларуси, писали много и подробно. Отмечу самое важное: ежегодно на двух энергоблоках станции будут производить около 18 млрд кВт/ч электроэнергии или более 40% от потребности Беларуси. Экономия природного газа в год составит около 4,5 млрд кубометров, что даст снижение валютной нагрузки на бюджет более чем на 500 млн долларов. Выбросы парниковых газов уменьшатся более чем на 7 млн тонн в год. Запуск АЭС дает новые возможности для активного развития таких сфер экономики, как, например, производство электротранспорта. В числе приоритетных направлений и подключение к электроэнергии жилого фонда – для отопления и горячего водоснабжения. Добавим сюда тысячи новых рабочих мест.

Заместитель главного инженера по подготовке персонала Белорусской АЭС Владимир Горин в помещении полномасштабного тренажера учебно-тренировочного центра Белорусской АЭС

Что касается плюсов для Островца, то здесь, думаю, будут примечательны откровения жительницы райцентра Нины Рыбик. Нина Алексеевна, наша коллега, по профессии журналист, долгие годы возглавляла районную газету «Астравецкая праўда». А еще она – одна из хойничан, кто в 1989–1990 годах переселился сюда после чернобыльских событий. Представьте, каково было узнать, что снова придется жить под боком у атомной станции.

Полномасштабный тренажер блочного пульта управления реактором: всё тоже самое, только команды отдаются не реактору, а компьютеру

– Да, поначалу тревога была, – призналась Нина Алексеевна. – Но потом она, поверьте, прошла, когда поближе познакомились с тонкостями строительства, подходами и отношением к безопасности. Да и увидели, что семьи тех, кто приехал работать на АЭС, живут здесь же. А станция просто вдохнула вторую жизнь в маленький район. За последние годы Островец, да и район в целом, изменились до неузнаваемости. Если бы сегодня кто-то из коренных жителей райцентра, не бывавший на родине лет пять – семь, вышел из машины в одном из новых микрорайонов, то вряд ли узнал бы родные места. Более того – не факт, что нашел бы дорогу к своему дому. За время строительства атомной электростанции сданы в эксплуатацию сотни квартир. Преимущественно они предназначены для строителей и специалистов АЭС, но когда станцию сдадут в эксплуатацию, тысячи квадратных метров жилья передадут в городской жилой фонд. Появились арендные дома для нужд социальной сферы – врачей, учителей, работников культуры, для многодетных семей. Из крупных социальных объектов назову Центр творчества детей и молодежи, физкультурно-оздоровительный и спортивно-оздоровительный комплексы (оба – с бассейнами), многофункциональный центр социально-культурного назначения, где под одной крышей разместились библиотека, музей, большой зрительный зал, конференц-зал, помещения для кружков и многие другие. Я уже не говорю про школы и детские сады. В стадии строительства – крытая ледовая площадка, новый автовокзал со станцией для подзарядки электромобилей (в перспективе планируется доставлять рабочих на станцию электротранспортом), рекреационная зона вдоль набережной по улице Лоша. О местной больнице отдельный разговор. На сегодня это самая технологичная больница Гродненского региона. Из 16 ее отделений, 11 – межрайонные и межобластные. И это, заметим, в 12-тысячном райцентре. А вообще, к 2025 году планируется увеличение численности населения Островца до 25 тысяч человек или вдвое.

На цифровом табло тренажера: мощность ректора выведена на 801 мегаватт

Вместо эпилога

Не знаю, возможно, для кого-то это прозвучит несколько пафосно. Но когда по пути домой вновь проплывали объемные контуры АЭС – очертания работающего и строящегося реакторов, конусы градирен, расходящиеся от АЭС высоковольтные линии электропередачи, честное слово, душу переполняла гордость: мы сделали это, не шаг, а стремительный рывок вперед в обеспечение своей стабильности и независимости. И это наш выбор! И он правильный.

Гомель – Белорусская АЭС – Островец – Гомель

P.S. Выражаем слова благодарности отделу информации и общественных связей Белорусской АЭС за помощь в посещении станции.

Смена блочного пульта управления готовит реактор № 1 к выводу на минимальный контролируемый уровень мощности

Машинный зал энергоблока АЭС

Райцентр Островец изменился до неузнаваемости

Источник: http://gp.by
© Правда Гомель

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK