У АИСТОВ, КАК У ЛЮДЕЙ

Моя родная деревенька Михалёвка, затерявшаяся на Приднепровье,  — небольшой лесной оазис. И получила она название от имени егеря Михаля, служившего верой и правдой у помещицы Рудиевской в пятидесятые годы восемнадцатого века.

1852 год. Дата верная — я сама принимала участие в написании летописи деревни. Какие же деловые, рачительные и дальновидные были эти владельцы поместья «Сутково» Юдицкие, Рудиевские, Чайковские и Барановские, оставившие нам неслыханное богатство — лесной массив примерно в шесть тысяч гектаров, в самом центре которого моя деревенька! Детство и юность срослись с вековыми дубами, берёзовыми рощами, сосновыми борами, островками осинника, редкого дерева граба, делянками орешника…

Раньше, это значит до осушения болот, так называемой — мелиорации, на территории вокруг деревеньки гнездилось около пятнадцати семей аистов. Птицам достаточно было корма. И гнездились аисты на верхушках высохших одиноких деревьев, столбах телефонной линии, водонапорной башне, на крышах домов… Люди радовались, верили, что неожиданное подселение птиц принесёт молодой семье — детей, а пожилым — удачу и благополучие. 

Со временем деревня опустела. Молодёжь подалась в города. Чернобыльская катастрофа сделала своё чёрное дело — пострадали люди, земля, лес, в целом — вся природа.

Очень жаль… Осталось в деревеньке одно гнездовье… Чудно, но факт: семья аистов разместилась на высоком электрическом столбе посреди улицы Полесской.

Этой весной аисты прилетели рано и сразу же принялись за работу: укрепили своё гнездо ветками, прутьями, принесли мха, сена, сухой листвы, пёрышек, даже кусочки мелкой бумаги… Радостное любовное их клацанье раздавалось на всю округу. Танцем любви этой великолепной пары восхищались оставшиеся жители.

Отложив несколько яиц, птицы затихли. Всем стало понятно: аисты высиживают птенцов, по очереди отлетая на некоторое время за добычей. Приносили в гнездо мышей, лягушек, ящериц, ужей, гадюк…  И через месяц примерно появились на свет крошечные птенцы.

Беда пришла в размеренную жизнь птиц неожиданно. Ночные морозы сделали своё подлое дело: птенцы замёрзли. Аист-отец выбросил мёртвых птенцов из гнезда. Тогда разгневанная самка изгнала своего друга-самца.

 «Куда податься?..» — наверное размышлял он… Аист облюбовал такой же электрический столб в метрах ста от старого гнезда. Несколько дней стоял одиноко на одной ноге, смотрел в сторону своей подруги… И вскоре начал строительство нового гнезда. Торопился, складывал неровно, гнездо «поплыло» — развалилось. По-видимому, нервничал, поэтому ничего у него не получалось. Хозяин дома напротив старого гнезда птиц взял у местного электрика специальные когти, с помощью которых взобрался на верх столба, подбил снизу небольшую крестовину, подровнял строительный материал аиста, местами где-то подвязал, в общем, — укрепил новое гнездо…

Через некоторое время по приезду в деревню увидели мы эту пару вместе, но — в старом гнезде. Значит — простила… Улетели на юг вместе.

Ранней весной с нетерпением и тревогой ожидали мы наших аистов.

– Ура! Прилетели!.. Какое счастье! — радовались жители деревеньки. На всю округу раздался их громкий призывной клёкот. Жизнь продолжается… Всё повторилось сначала… Дождались птенцов, несколько серых пушистых головок ныряли поочерёдно в гнезде.

Ты смотри — и у них, как у людей.

Валентина Рогачёва (Крот).

Instagram
Telegram
VK
VK
OK