«Правонарушения», «алкоголь», «наркотики», «семья», «школа», «правоохранительные органы», — что может объединять такие несовместимые понятия? Где точки соприкосновения? Почему сегодня родители и педагоги, службы законности и правопорядка должны серьезно заниматься вопросами наркомании и алкоголизма, профилактики и надзора и какова их роль в этом? Об этом мы беседовали с начальником районного отдела Следственного комитета Константином САКИРОМ (на фото).
— В условиях существующей нестабильности в обществе ежегодно увеличивается количество детей и подростков, попадающих в трудные жизненные ситуации. Анализируя склонности к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков и упущений семейного воспитания, влияют такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или обоих родителей либо злоупотребление ими алкоголя, если это не компенсируется своевременной психологической помощью в воспитании.
Зачастую правонарушения, совершенные детьми, являются результатом безнадзорности и бесконтрольности со стороны взрослых.
На днях Лоевским РОСК окончено расследование уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.328 УК Республики Беларусь. В ходе расследования установлено, что лоевчанин Д., 1985 года рождения, приобрел и спрятал в диване у себя дома высушенную массу растительного происхождения, содержащую особо опасное психотропное вещество.
Проживающий совместно с Д. тринадцатилетний племянник А. в мае текущего года похитил сверток с порошком из квартиры и предложил троим сверстникам употребить похищенное им вещество во дворе школы. Подростки через незастекленное окно проникли в помещение неработающей котельной, расположенной на территории школьного двора, где А. изготовил сигарету из фольги и похищенной растительной массы. Половину он выкурил сам, остальную часть предложил докурить другу. В результате этого М. получил острое отравление и был доставлен в палату интенсивной терапии местной райбольницы с диагнозом «Отравление неизвестным веществом. Наркотическое опьянение».
В действиях А., похитившего психотропное вещество, хранившего и впоследствии сбывшего его, усматриваются признаки преступлений, предусмотренны статьями 327, 328 УК РБ «Хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». В действиях его сверстника М., который приобрёл психотропное вещество, усматриваются признаки преступления, предусмотренного с ч.1 ст. 328 УК РБ. Но учитывая, что оба мальчика не достигли возраста, с которого наступает ответственность по вышеназванным статьям, в их действиях отсутствует состав преступления.
Но дело не в этом. Не дай Бог, если бы с детьми что-то случилось, кого винили бы мы тогда — семью, школу, милицию? Все это произошло благодаря вещам, которым взрослые не уделили должного внимания.
В ходе проведенного расследования уголовного дела установлено, что котельная на территории школы не эксплуатируется более 5 лет. Однако ее территория не огорожена, имеется свободный доступ в помещение, в связи с чем учащиеся школы периодически проникают внутрь и проводят там время. Ни для кого не секрет, что любое заброшенное здание — источник повышенной опасности. Возникает вопрос, куда смотрело руководство учреждения?
Теперь поговорим о работе с детьми. Пострадавший М. по месту учебы характеризуется положительно, поэтому никакие беседы с ним не велись. Снова напрашивается вопрос, почему не проводилась работа, ведь правонарушение легче спрофилактировать, чем устранить его последствия. Кому как не учителям знать, что дети в подростковом возрасте наиболее уязвимы и подвержены плохому влиянию? Поэтому помощь взрослых им просто необходима.
Заместитель директора по воспитательной работе пояснила, что с учеником А. постоянно проводится как общая, так и индивидуальная профилактическая работа, но подросток не поддается воспитательному процессу. Согласитесь, легче всего констатировать факт и расписаться в собственном бессилии. Да, это работа не одного дня. Положительные качества у трудного подростка формируются постепенно при упорном труде педагога. Лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дает возможность получить положительные результаты в перевоспитании трудных детей.
А сейчас к главному — к семье. Несовершеннолетний А. воспитывается в опекунской семье (биологическая мать мальчика злоупотребляет спиртными напитками).
Социальный педагог и педагог-психолог учреждения образования постоянно работали с этой семьей и неоднократно указывали опекуну на необходимость активизации воспитательной работы с подопечным. Однако женщина не предпринимала должных мер по правильному формированию личности ребенка, вполне спокойно реагировала на его поступки. За невыполнение обязанностей по воспитанию детей опекун будет привлечена к административной ответственности.
И снова не совсем понятно, почему заинтересованные службы, видя, что опекун не на должном уровне исполняет свои обязанности, не забили тревогу раньше, а лишь тогда, когда произошло ЧП?
Все точки в этом деле расставит закон и время. Ясно одно: в настоящее время социальная среда в обществе положительная и благоприятствует правильному развитию личности. Однако ее формирование происходит не только под воздействием всего общества в целом, а через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность.
— Константин Михайлович, в каком направлении, на Ваш взгляд, нужно работать, чтобы сократить количество правонарушений среди несовершеннолетних?
— С кем общаются наши дети? Куда они идут после уроков? Пока родители вернутся с работы, у них есть достаточно времени, чтобы попробовать спиртные напитки, наркотические вещества и др.
Думаю, педагогам нужно своевременно выявлять учеников, склонных к правонарушениям, использовать в полной мере все имеющиеся в школе возможности для ранней коррекции поведения детей, проводить индивидуальную работу с семьей учащегося, посещая своих воспитанников дома (иногда по несколько раз), чтобы добиться взаимопонимания с родителями, помочь ребенку найти его жизненный путь.
Проявлять инициативу во взаимодействии с правоохранительными органами, эффективнее использовать ресурсы школы, родительскую общественность, заинтересованные службы.
P.S. Судьбу Д., который приобрёл и хранил растительную массу, содержащую психотропное вещество, в ближайшее время определит суд.
Беседовала Светлана МОТОРНАЯ, «ЛК».