Изменения в системе адресной социальной помощи

К единому дню информирования


Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи»


Социальная поддержка населения является неотъемлемой частью социальной политики белорусского государства. Она направлена на поддержание доходов нуждающихся на минимально гарантированном уровне, содействие в решении их трудных жизненных проблем, минимизацию малообеспеченности среди населения. Эта система включает в себя выплату социальных пособий, оказание натуральной помощи, предоставление отдельных льгот, социальных услуг и др.
До недавнего времени преобладающая часть государственной социальной поддержки основывалась на категориальном принципе, т.е. принадлежности лиц или семей к определенной категории (например, ветеран, одинокий гражданин пожилого возраста, инвалид, многодетная семья и т.п.). В последние же годы сделан акцент на развитии адресных видов помощи, для предоставления которых учитываются уровень дохода, нуждаемость семьи или гражданина. Подобный подход используется и при оказании других форм адресной поддержки населения, таких, например, как безналичные жилищные субсидии, пособия на детей старше трех лет, предоставление бесплатного питания детям первых двух лет жизни.
Развитие и совершенствование механизмов предоставления адресной социальной помощи в нашей стране осуществляются по таким основным направлениям как:
•повышение доступности помощи для действительно нуждающихся граждан;
•постепенное увеличение ее размера и значимости для малообеспеченных семей;
•упрощение процедуры получения;
•скоординированность и унификация предоставления различных видов государственной социальной поддержки. На протяжении периода функционирования государственной адресной социальной помощи (ГАСП) осуществлен ряд важных изменений.
В целях усиления адресности предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам и нивелирования для малообеспеченных слоев населения последствий оптимизации системы социальных льгот 14 декабря 2007 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 638.
Об эффективности указанных мер свидетельствуют рост числа получателей социальной помощи и увеличение охвата адресными социальными пособиями малообеспеченных слоев населения. Если в 2007 году адресными выплатами было охвачено 8,4% малообеспеченных граждан респуб-лики, а в 2001-м — только 5,5%, то в 2008 году — почти 50%.
По оперативным данным, на 1 сентября 2009 г. государственная адресная социальная помощь в республике назначена 135,8 тыс. граждан на общую сумму 25,9 млрд. руб. В целом по республике средний размер ежемесячного социального пособия составил 63,7 тыс. руб. в месяц на одного человека (170,8 тыс. руб. на семью), единовременного социального пособия – 179,3 тыс. руб. (340,6 тыс. руб. на семью).
В Лоевском районе на 1 октября 2009 года государственная адресная социальная помощь назначена 160 семьям на общую сумму 89512,5 тыс. рублей, единовременное социальное пособие – на сумму 1640,6 тыс. рублей.
Все это характеризует государственную адресную социальную помощь как важное направление социальной защиты населения и значимый фактор сокращения малообеспеченности граждан. За период с 2000 по 2008 год удельный вес малообеспеченного населения в Беларуси сократился с 41,9 до 6,1%.
Новым шагом в развитии системы государственной адресной социальной помощи является принятие Указа Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», которым были предусмотрены существенные изменения:
Объединены в единую систему адресной социальной помощи два вида государственной поддержки граждан – государственная адресная социальная помощь и безналичная жилищная субсидия. Гражданам, у которых среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости (установленного Правительством бюджета прожиточного минимума), вместо указанных двух видов государственной поддержки будет предоставляться один ее вид — ежемесячное социальное пособие, которое может направляться в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Обращаться при этом придется не в две инстанции, как было ранее (службу субсидирования и орган по труду, занятости и социальной защите), а только в одну — орган по труду, занятости и социальной защите. Соответственно вместо двух пакетов документов для назначения помощи потребуется только один. Отмеченное нововведение будет способствовать экономии административных расходов, которые пойдут на финансирование социальных программ.
Социально значимым изменением является повышение критерия нуждаемости для назначения поддержки в виде единовременного социального пособия гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, — со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Это значит, что помощь при необходимости сможет получить большее число семей и граждан, чем ранее. Согласно распределению домашних хозяйств республики по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов, доля семей с доходами не более 120% БПМ на человека составляет 10,5%, а с доходами не выше 150% БПМ — примерно 20-22%. Соответственно вдвое может возрасти и группа потенциальных получателей едино-временного пособия.
Увеличивается период назначения помощи в виде ежемесячного социального пособия. Если по Указу Президента Республики Беларусь № 638 такое пособие назначалось, как правило, на три месяца, то по новым правилам помощь может назначаться на срок до шести месяцев. Это упростит процедуру предоставления адресной помощи, сократив до минимума повторные обращения. Чтобы получить пособие, гражданину будет достаточно один раз в течение года обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите.
При назначении социального пособия (ежемесячного или едино-временного) совокупный доход семьи будет исчисляться за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения (в настоящее время предусмотрен расчет за три месяца). Доходы наибольшей по численности группы получателей адресной помощи — сельчан (их доля превышает 55%) – носят сезонный характер. Увеличение срока, за который исчисляется совокупный доход при назначении пособий, позволит более объективно оценивать нуждаемость основной части получателей ГАСП.
Вводится новый вид государственной адресной социальной помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации. Такая государственная поддержка будет оказываться безотносительно дохода семьи (гражданина) детям в возрасте до 18 лет, которые не признаны инвалидами, но нуждаются в технических средствах социальной реабилитации по медицинским показаниям, а также инвалидам III группы (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате их противоправных действий).
Предполагается, что в 2010 году адресное пособие на приобретение жизненно важных технических средств социальной реабилитации, изготавливаемых РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр», получат более 14 тыс. человек. Еще около 11 тыс. человек получат помощь через государственные организации здравоохранения — на приобретение слуховых аппаратов, глазных протезов, инсулиновых шприцев и тест-полосок.
В результате реализации Указа Президента Республики Беларусь № 458 численность получателей государственной адресной социальной помощи увеличится. Возрастут и бюджетные расходы на этот вид государственной поддержки граждан. По предварительным оценкам, в 2010 году адресную помощь получат около 308 тыс. человек на общую сумму более 97 млрд. руб.
Таким образом, ежегодные расходы государства на адресную помощь населению с принятием нового документа могут возрасти почти в два раза, обеспечив дополнительные гарантии гражданам, нуждающимся в господдержке.


Отдел идеологической работы райисполкома.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK