ПЕРСПЕКТИВА: за вождение в пьяном виде — КОНФИСКАЦИЯ АВТОМОБИЛЯ

28 июня 2013 года состоялось последнее заседание второй сессии Совета Республики пятого созыва. В ходе рассмотрения сенаторами одобрено 28 проектов законов, в том числе проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения».
 Подробнее о новшествах законодательства в отношении пьяных водителей нашим читателям рассказывает член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь А. ДОРОГОКУПЕЦ.

— Анжелика Юрьевна,  кто выступил инициатором законопроекта, который позволит конфисковать авто в случае повторного нахождения за рулём в пьяном виде?
— Внесение изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам усиления мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения инициировали Генеральная прокуратура Беларуси совместно с Министерством юстиции. Причиной послужила ужасающая статистика. По  данным Министерства внутренних дел ежегодно выявляется 50-55 тысяч фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения. Начиная с 2007 года, на фоне общего снижения зарегистрированных ДТП количество происшествий, произошедших по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения, остаётся высоким и составляет почти 15%. Такая же тенденция отмечается и в отношении погибших в этих ДТП — около 18% от общего количества. Со слов Генерального прокурора Республики Беларусь Александра Конюка, за последние 10 лет в Беларуси по вине нетрезвых водителей погибло столько же, сколько советских военнослужащих за время войны в Афганистане. К тому же, очевидна большая рецидивность этого вида нарушений: практически каждый десятый после привлечения к административной ответственности садится за руль «под хмельком» повторно в течение года.  Уже в этом году 1300 водителей сели во второй раз за руль нетрезвыми.
Мы должны понимать, что каждый из них — потенциальный убийца на дороге, в руках которого транспортное средство является орудием преступления. Именно поэтому стоит задача искоренить это социальное зло, чтобы не страдали невинные люди от нетрезвых лихачей. На мой взгляд, к ним надо применять жёсткие, адекватные меры. Именно поэтому  парламентарии, и я в том числе, проголосовали за проект закона единогласно.
— Каких новшеств следует ожидать водителям?
— В законопроекте предлагается увеличить в три раза штраф по ст. 18.16 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения». Если сейчас предусмотрено наказание от 15 до 35 базовых величин (БВ), то будет — от 50 до 100 БВ с лишением права управления на три года. За повторное в течение года задержание гражданина в состоянии опьянения за рулём вследствие приёма алкоголя, наркотических, психотропных веществ, их аналогов  или в результате потребления одурманивающих веществ, вводится новый вид наказания в ч. 6 ст. 61  Уголовного кодекса — конфискация автотранспорта. Данный вопрос будет рассматриваться судом.
 — Будет ли усилена ответственность за ДТП со смертельным исходом?
 — Будет учитываться тяжесть наступивших последствий. Если погиб один человек, либо причинены тяжкие телесные повреждения по вине управлявшего автотранспортом в состоянии опьянения, то водителю будет грозить наказание от 6 месяцев до 7 лет лишения свободы. Если ДТП унесло жизнь двух и более граждан, то виновник аварии может получить от 4 до 10 лет лишения свободы, при этом никаких альтернативных вариантов наказаний за такие преступления в Уголовный кодекс не вводится.
Кроме того, как и говорилось уже, планируется, что автомобиль  будет изыматься у собственника,  если нарушитель повторно за год сел за руль в нетрезвом состоянии. Причём конфискация транспортного средства предусмотрена независимо от того, в чьей собственности оно находится.
— Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
— Допустим, автомобиль принадлежит мужу (отцу), а им пользуется кто-то из членов семьи, да ещё в нетрезвом состоянии, то транспортное средство всё равно подлежит конфискации. Владелец авто, если на его машине «лихачил» пьяный, которому он  передал ключи, сможет выступить на суде в качестве свидетеля, т.к. автомобили будут изымать только после судебного решения. Таким образом, люди, которые отдают собственные авто в пользование соседу, родственнику, также понесут ответственность.
Изымать транспорт предполагается и в том случае, если он принадлежит юридическим лицам. Ни для кого не секрет, что бывает, когда и государственным транспортом управляют водители «под шофе». Сейчас случаев нарушений на служебном автомобиле не менее 3%. Наниматель должен тщательно подбирать кадры, проверять — не лишён ли прав тот, кто устраивается на работу водителем.
Единственный вариант избежать нелёгкой участи конфискации автомобиля  — если автомобилем завладели против воли хозяина: угнали или проявили самоуправство.
— Анжелика Юрьевна, не будет ли среди населения много противников конфискации авто?
— Предполагаю, что недовольных будет много. Ко мне уже обращаются за разъяснениями и высказывают своё неудовлетворение нововведениями. Но мы все должны осознать, что каждый из нас, наши дети и внуки можем стать потенциальными жертвами преступников на дороге.
Как показывает практика, одного увеличения размера штрафов мало. У нас в республике наказания рублём за вождение навеселе огромные. Однако изо дня в день находятся люди, которые садятся за руль, «приняв на грудь». Я лично считаю, что нет смысла вводить сумасшедшие штрафы для пьяных водителей. Необходимо сделать так, чтобы пьяный человек вообще не сел за руль, и конфискация будет сильным сдерживающим фактором.
Предметом жарких споров у многих госорганов был вопрос о том, стоит ли конфисковывать авто, если оно не принадлежит водителю и не является его собственностью. Этот нюанс и мешал принять данный законопроект, но мы пришли к единому мнению, что вводить конфискацию нужно в отношении всех водителей. По статистике в нашей стране около 30%  авто управляют собственники, а остальные ездят не на своих  машинах. Таким образом, у населения не будет лазеек для нарушения законодательства.
— Законопроект касается имущества, поэтому возникает вопрос, насколько он увязан с Конституцией? Не нарушаются ли права человека?
— В соответствии с 44-й статьёй Основного закона, собственность, приобретённая законным путём, охраняется государством и может быть конфискована только по решению суда. Но вместе с тем, 23-я статья Конституции предусматривает, что отчуждение имущества в пользу государства допускается, если это необходимо в интересах общественного порядка, защиты граждан и их здоровья. В данном случае транспортное средство  — орудие совершения преступления, поэтому резонно его конфисковать. Разве то, что люди погибают или остаются на всю жизнь инвалидами, это не нарушение прав? У человека должно быть заложено в голове незыблемое правило: не садиться пьяным за руль.  
— Что дальше будет с конфискованными машинами?
— Разъяснений пока нет.  Может быть, авто будут продавать с аукциона.  Возможно, вырученные деньги будут направляться в какой-нибудь специальный фонд для профилактики ДТП в стране, в доход государства, на компенсацию морального, материального вреда, а также на восстановление здоровья людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Записала Ирина ЛУКАШЕНКО.

По информации УИИ Лоевского РОВД с начала текущего года сотрудниками милиции были привлечены к ответственности за управление транспортными средствами в  состоянии алкогольного опьянения 9 граждан. Большинству из них наказание в виде штрафа и лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств на неопределенный срок, не послужило преградой и не помешало снова сесть за руль. Например,  работник одного из сельхозпредприятий района с  2012 года по июнь 2013-го  трижды был привлечен к ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Сейчас дело передано в суд, где рассматривается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности.
Стоит отметить, что руководителям всех организаций и предприятий, в которых работали любители езды «под хмельком», были направлены письма с содержанием материалов дела и просьбой принять необходимые меры по отстранению их от занимаемых должностей. Однако некоторые из них проигнорировали информацию, и лица, осужденные к наказанию, продолжали работать на предприятии. Районный отдел внутренних дел напоминает: за невыполнение требований и несвоевременное принятие необходимых мер руководители также будут привлечены к уголовной ответственности.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK