Из поколения, закаленного трудом

Мария Самуиловна АНИСОВЕЦ  из того поколения сельских тружениц, которому довелось на себе испытать тяготы послевоенного аграрного производства, наравне с мужчинами восстанавливая разорённое войной хозяйство. В круговерти неотложных дел, забот о благополучии близких и суровых испытаний судьбы им некогда было сетовать на трудности жизни и обижаться на несправедливость бытия. Постоянная занятость, огромное терпение, искренняя преданность родному краю и поистине золотые руки этих женщин — пример тому, как нужно работать и любить свою землю.
Долгий жизненный путь скромной сельской жительницы, ветерана сельскохозяйственного производства, начинался в 1930 году. Родилась она в крестьянской семье Журавичского района, просуществовавшего в составе Гомельской области до 1956 года. Помнит Мария Самуиловна голодное детство, украденную войной возможность учиться, немецкую оккупацию и постоянный страх смерти. Да разве можно забыть те ужасы? Нелегко было в деревне и после войны. Приходилось трудиться от зари до темна. И хоть не испугаешь сельских девчат работой, да только за трудодни и натуроплату платье не сошьёшь. А ведь так хотелось красиво одеваться и хорошо выглядеть. Поэтому и уезжали девчата на заработки. В 1950 году юная Мария устроилась на торфозавод в Михановичах под Минском. Работа была не из лёгких, но радость от первых заработанных денег затмевала боль в натруженных руках и спине. Появилась вера в светлое будущее. Тогда это чувство объединяло многих переживших тяготы войны. Поэтому, когда в 1953 году началась вербовка людей на работу в Челябинск, девушка поехала не раздумывая. Из Гомеля уезжали дружной молодёжной командой численностью 77 человек. Поначалу юношам и девушкам было нелегко на разгрузке цемента из забитых до отказа огромных вагонов-пульманов. Пыль от цементных блоков забивала лёгкие, от усталости ломило все кости. Но стремление не отставать от других придавало сил. Работали молодые люди также на разгрузке шпал, угля. Целый год жили в бараке, по 4 человека в комнате. Постепенно приноровились, привыкли. А вот к непривычным для белорусов трескучим морозам адаптироваться пришлось долго. Зато в этом суровом далёком от родных мест краю повстречала Мария Самуиловна свою судьбу. Единственным и навек любимым для неё человеком стал уроженец Лоевщины Михаил Васильевич Анисовец. Приняв его предложение, в Беларусь она возвращалась уже замужней женщиной, только не в родную деревню, а на родину мужа — в Колпень. Здесь и поселились. Свекровь встретила её приветливо, сразу приняла в семью. Работать устроились в местное сельхозпредприятие. Колхозу «Вперёд!» требовались и механизаторы, и доярки. Трудились на совесть, старались быть в числе лучших.
В трудовой книжке передовой доярки хозяйства множество записей о премиях, благодарностях, занесений на Доску почёта. О её успехах в молочном животноводстве, высоких надоях рассказывала когда-то и районная газета. Много сил и стараний пришлось приложить, чтобы добиться хороших результатов. Ведь механизированным и автоматизированным труд доярки стал лишь с появлением в колхозе электричества в 1965 году.
— А сколько мною дорог исхожено за те годы — и не сосчитать, — вспоминает Мария Самуиловна. — Кошара была в четырёх километрах от дома. Три раза в день доили, вот и ходила, несмотря ни на какую погоду. Умела М. С. Анисовец трудиться так, что её опыт перенимали другие животноводы. Даже в Москву на ВДНХ направляли. Вот только съездить туда не довелось, ведь дома росли пятеро малышей. В любви и согласии с мужем воспитывали они троих сыновей и двух дочерей. Спасибо свекрови: помогала во всём. Ради внуков Анна Лавреновна оставила работу на свиноферме. В декрете раньше не принято было сидеть, женщины отличались совестливостью, сознательностью, подводить коллектив никому не хотелось.
Работа на ферме трудоемкая, начиналась с рассветом и заканчивалась затемно, без выходных. Зимой силос из силосной ямы нужно было вилами вручную грузить на телегу и раздавать животным, возить из Козерог воду. В период растёлов прибавлялось хлопот. Приходилось дежурить и по ночам. Зато и приплод был 100-процентным, и телята все выживали. Раздаивала первотёлок, а для этого руки нужны ловкие и сильные. Привычка не отступать перед трудностями во многом помогала.
Времени и усердия требовало также немалое домашнее подворье. Чтобы везде успеть: с хозяйством управиться, деток в школу собрать, да и самой на работу вовремя прибежать, вставать приходилось с первыми петухами. Иначе никак, ведь крестьянское хозяйство ленивых не терпит. От души трудились в те годы и её подруги: Елена Ивановна Лёля, Алеся Ивановна Никитенко, Екатерина Михайловна Шамро, Прасковья Павловна Морозова и другие, которых тоже отличали огромное жизнелюбие и ответственность за порученный участок работы.
Более тридцати лет посвятила она животноводству. Даже выйдя на заслуженный отдых, неутомимая труженица никак не решалась остаться без привычной работы и ещё 9 лет доила коров на ферме.
Пришлось ей испытать и большое горе, навсегда оставившее незаживающие раны в сердце женщины — потерю мужа и двоих сыновей. Благодаря людям, разделившим её боль, помощи близких, она нашла в себе силы жить дальше. Окружив заботой и вниманием, сейчас вместе с ней проживает сын Анатолий, часто навещают дочери, невестка Галина и внучки. Они помогают ей по хозяйству, на огороде. Живой и неугомонный характер, твёрдая уверенность в том, что жизнь имеет смысл только тогда, когда прожита с пользой, не позволяют Марии Самуиловне сидеть без дела. 60 соток огорода содержит женщина в идеальном порядке, сеет рожь, чтобы потом перемолоть на собственной мельнице на корм для хрюшек. А вот корову уже год как не держит. Силы, признаётся, уже не те, давно за восемьдесят. От души хочется поблагодарить эту женщину за всё, что она сделала для своей малой родины, пожелать скромной и великой труженице здоровья и благополучия.
Текст и фото Татьяны Беловой, «ЛК».

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK