Лоевщина: Музыка — его работа

Зачастую мы не задумываемся о том, от чего зависит успех того или иного мероприятия. Когда на сцене концерт, театральная постановка, любимая группа, классический оркестр — это всегда невероятные эмоции и впечатления. Однако за выступлением, длящимся несколько часов, всегда стоит колоссальная работа команды, которая его проводит. Любой массовый праздник или иное представление трудно представить без музыкального и светового оформления. Всем этим оборудованием заведует звукооператор. Его профессионализм не менее значим, чем работа артиста на сцене, потому что его деятельность влияет на качество звучания, эмоциональные впечатления зрителя.

Дмитрий Брегид  работает в ГУК «Городской центр культуры г.п. Лоев» звукооператором вот уже 17 лет. Без его участия не проходит ни одно районное мероприятие. Все видели человека, сидящего напротив сцены в центре зала за большим микшерным пультом. Он контролирует звуки, которые идут с оборудования, сводя их воедино и обрабатывая большое количество дорожек.
«Внимательный, сосредоточенный, аккуратный, терпеливый и творческий человек — мастер своего дела», — так коллеги отзываются о Дмитрии Александровиче. И сегодня он стал моим собеседником.
— В чем заключается Ваша работа?
— Профессиональная деятельность очень широкая и представляет собой творчество, связанное с обеспечением звукового сопровождения любого представления. Но это уже конечный результат, а до этого необходимо проделать большую работу по подборке музыки. Если не находится подходящей мелодии, ее нужно создать — написать самому или при помощи знакомых авторов, затем — аранжировка звуков, преобразование существующей композиции под определенное мероприятие. Делаем музыку для спектаклей и театрализованных представлений, которые проходят в городском центре культуры. На студии в ГЦК мы выполняем платные услуги: придумываем композиции, записываем фонограммы, голос. Кто-то приходит к нам для того, чтобы иметь свою песню. Звукооператор должен четко представлять звуковую партитуру своего замысла, ориентироваться в мире мелодий, знать термины и понятия (темп, ритм, интервал, аккорд и т.п.), понимать технологии записи фонограмм, создания оригинальных произведений и миксов, возможности использования спецэффектов и синтезированных диапазонов, особенности звучания музыкальных инструментов, микрофонов, акустики различных помещений. А еще необходимы знания правил эксплуатации используемой аппаратуры, технические характеристики оборудования, чтобы своевременно выявлять неисправности и принимать оперативные меры по их ликвидации.
В настоящее время видеосопровождение стало неотъемлемой частью музыкального праздника или иного мероприятия. Современные концерты не обходятся без светового шоу. Сценический свет расположен в разных точках зала. Дмитрий Александрович кроме звуков контролирует и цвет прожектора, уровень света и его движение с пульта.
— Какова основная задача, которую Вы выполняете при сопровождении музыкального мероприятия?
— Добиться идеального звучания, соединив несколько аудиодорожек в одну. Для этого необходимо убрать шумы, отрегулировать уровень громкости, все сбалансировать. Микшируя звук, создается необходимая акустическая картина в зале. Это не просто передвижение ручек громкости вверх и вниз, а сочетание определенных мелодий таким образом, чтобы был услышан как весь спектр в целом, так и каждая деталь в отдельности, чтобы ничего ни скрывалось и не маскировалось другими голосами или, наоборот, сделать спецэффект.
Для звукооператора очень важно иметь хороший аналитический слух, отменное чувство ритма и стиля музыкального произведения, но при этом знать физические свойства звука, понимать закономерности его восприятия человеком, уметь работать с современной аппаратурой.
— Изменилось ли что-нибудь за 17 лет работы?
— Время не стоит на месте. Когда-то мы пользовались только магнитофоном, микрофоном и пультом, запись приносили на аудиокассетах. Было много пауз при проведении концерта, появлялись трудности с поиском нужной композиции, пленка могла замяться и т.д. В настоящее время в городском центре культуры есть необходимое оборудование для качественной записи, создания композиций, воспроизведения музыки. Теперь это цифровой звук, отчасти благодарить за который необходимо современную аппаратуру. Все можно поместить в компьютер и быстро найти во время мероприятия. Сегодня сложно представить себе массовый праздник без масштабного звукотехнического комплекса, которым управляет человек за многокнопочным устройством.
— Что самое интересное в Вашей работе?
— Становится скучно, равнодушно, когда твоя деятельность превращается в рутину. А вот если делаешь что-то новое — появляется интерес, воодушевление. Хочется творить, добиваться лучшего, искать пути решения. Сейчас мне вспомнилось, как мы работали над концертной программой «Песни из кинофильмов». Нужно было сделать клипы к каждому треку, записать фонограмму. Долго выбирали, подстраивали, монтировали мелодии. Ушло много времени, дома приходилось работать. Когда получается реализовать задуманное, приходит понимание того, что не зря трудился.
— С какими сложностями сталкиваетесь в своей деятельности?
— Работа очень интересная, мне нравится то, чем я занимаюсь. Но иногда бывает тяжело, потому что в одиночку приходится подключать много аппаратуры: от простейшего компьютера до мощной акустической системы, особенно если это массовый праздник и приглашены музыкальные коллективы. Когда представление длится очень долго, постоянно находишься в напряжении, необходимо работать с «живым звуком», обеспечивать хорошую акустику и быстро реагировать в любой рабочей ситуации. И микрофоны, бывает, отключаются. От этого никто не застрахован. Конечно, оперативно стараюсь устранить все неполадки.
— Всегда ли Вы работаете звукооператором, если приезжают приглашенные артисты?
— Чаще всего с ними работают их звукооператоры. Но я им ассистирую. Как правило, подключаю и коммутирую аппаратуру. Люди же приезжают на совершенно незнакомую площадку. И не всегда везут всё свое оборудование, а нюансов нашей звукооператорской техники могут не знать. Когда же певец приезжает один, то во время его выступления за пультом сижу я.
— Какие человеческие качества важны для звукооператора?
— Терпение, усидчивость, хорошая реакция и умение сохранять хладнокровие в стрессовой ситуации. Ведь концерт может длиться и два, и три часа. Звукооператор — это часть любого мероприятия, требующего музыкального оформления. И на нем многое завязано. Поэтому я понимаю свою большую ответственность и радуюсь, когда все получается: и сложная техника работает исправно, и дети вовремя вышли на сцену, и микрофоны артистам были включены без опоздания…
ОТ АВТОРА: Современный звукооператор чем-то похож на дирижера. Только в руках у него не дирижерская палочка, а инструмент, более сложный по устройству, — микшерный пульт. Его работа требует постоянного саморазвития, ведь технологии быстро обновляются. Потому человек этой профессии должен не только знать технику, но и быть творческой личностью.
Хочется пожелать герою нашей публикации дальнейшего поиска оригинальных звуковых решений, профессиональных открытий и успехов в реализации намеченных планов.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK