Чернобыль в лицах

Минуло 34 года с того страшного дня, когда произошла одна из тяжелейших по своим последствиям техногенных катастроф ХХ века — авария на Чернобыльской АЭС. Она разделила жизнь каждого на «до» и «после».

Территория вокруг взорвавшегося энергоблока подверглась сильному загрязнению радионуклидами и в дальнейшем стала зоной отчуждения, радиус её составил 30 км. Эвакуация населения, ликвидация последствий экологической катастрофы — всё это до боли знакомо людям, столкнувшимся с бедой.
Есть среди наших земляков те, кто в первые месяцы после аварии напряжённо работал над устранением последствий масштабного бедствия. Сотрудников Лоевского РЭС одних из первых направили в район трагических событий. Перед ними была поставлена задача — электрофицировать место дислокации прибывших воинских частей. Николай Романюк в то время руководил районным участком электрических сетей. Он поделился с нами впечатлениями о работе во время командировок в радиоактивную зону.
«В первые дни мая 1986 года, получив задание от вышестоящего руководства, я направился в зону бедствия для определения маршрута проведения линии электропередач. Осуществив необходимые расчёты, через полторы недели вернулся в Лоев. На месте сформировали бригаду под руководством мастера Василия Пикаса и, взяв необходимое техническое оборудование, с рабочими вернулись в Брагинский район. К этому моменту нас перераспределили за 30-километровую зону. Ребята разбивали трассу, на расстоянии 75-80 метров ставили опоры. Наш труд осложнялся тем, что после случившегося местный РЭС прекратил существование. Люди разъезжались кто куда, работать было некому. Организацию пришлось закрыть и этот участок перешёл в наше ведение до 2000 г. Не хватало рабочих рук, поэтому месяц трудились без выходных от темна до темна, не выстраивая смен. Подменить нас приехала бригада, которую возглавлял мастер Василий Боярин. Над выполнением поставленной задачи усиленно работали все: электромонтёры, операторы, инженеры и др. Нужно было обеспечить нормальные условия жизнедеятельности населения и организаций пострадавшего района. В максимально короткий срок нам удалось стабилизировать подачу электричества на отведённых объектах, — вспоминает Николай Артёмович. — Во время командировки люди передвигались на своём транспорте, жили в здании Брагинского РЭС, продуктами питания не обеспечивались, каждый брал с собой то что мог. Командировочные государство выплачивало в размере двойной зарплаты, однако уровень радиации у нас никто не проверял. Все обследования проводились позже». С горечью говорит собеседник о том, как видел брошенные у обочин машины, покинутые дома и застывшее отчаяние в глазах напуганных людей, обречённых навсегда расстаться с родными местами и личным имуществом, нажитым многолетним трудом. Н.А. Романюк с гордостью говорит о соотечественниках-патриотах, работавших в экстремальных условиях: «Все они — медики, пожарные, военные и другие специалисты — проявили настоящий героизм в борьбе с незримым врагом. С величайшим уважением я вспоминаю своих коллег, рано ушедших из жизни, — Ивана Мельникова, Николая Граблюка, Василия Пикаса, Георгия Букатича. Своим трудом они внесли огромный вклад в общее дело».
Трагические события 1986 года на всю жизнь острой болью отпечатались в сердцах людей, проявивших особое мужество в трудное для страны время. Благодаря слаженной работе всех участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС удалось спасти жизнь тысяч людей.

Добавить комментарий

Instagram
Telegram
VK
VK
OK